Основные принципы правового государства

Принципы правового государства - это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это - составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей.

В теории правового государства его принципы характеризуют в самой общей постановке и более конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основопола­гающих принципов правового государства:

В более конкретной постанов­ке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов:

1) идея народного сувере­нитета;

2) господство закона (права);

3) разделение властей;

4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федера­тивным устройством) между федерацией и ее субъектами;

5) реальное обеспечение прав и свобод личности;

6) наличие развитого гражданского общества;

7) создание институтов политической демократии, препятст­вующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации;

8) верховенство и прямое действие конституционного закона, установле­ние в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;

9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государ­ственности;

10) соответствие законов праву и правовая организация госу­дарственной власти.

Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования. Процессу становления социального правого государства присущи следующие принципы:

  • конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических ин­ститутов;
  • демократизм формирования системы государственных органов, осо­бенно органов представительной и верховной власти;
  • точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, кон­трольной, надзорной власти;
  • юридизация государственного аппарата и всего общества;
  • формирование независимого суда как органа ни от кого не зависяще­го, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
  • формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привле­чением к юридической ответственности;
  • придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и госу­дарства;
  • создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечи­ла бы подготовку и переподготовку необходимого количества юри­стов высокого профессионального уровня и нравственной надежности
  • и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.

В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права».

К принципам функционирования социального правового государства относятся следующие:

• источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;

• издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социаль­ных страт, личности и общества;

• верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;

• своевременное установление правового законодательства;

• стабильное правовое упорядочение;

• безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;

• взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;

• человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;

• государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;

презумпция невиновности;

• нет преступления, не указанного в правовом законе;

• нет наказания, не предусмотренного правовым законом;

• неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;

• соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;

• недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым за­коном;

• человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований обще­
человеческой морали, общественного порядка и общего благосостоя­ния демократического общества;

• обжалование в суде любых неправомерных действий;

• эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: