Формы градостроительного искусства (малые и крупные)

Тема № 3.2

Законы художественной формы в градостроительстве.

Формы градостроительного искусства (малые и крупные).

Элементами градостроительной формы города являются улицы и кварталы, площади и дворы, парки, скверы и бульвары, набережные. Эти элементы находятся в закономерном расположении между собой, по отношению к внешним вылетным магистралям и по отношению к исходному природному ландшафту. Так бывает, если градостроительная политика по отношению к городу бывает честная и сбалансированная. Но в последние десятилетия наши города теряют свойства структурной и морфологической, ландшафтной и экологической упорядоченности. В чем причина? Градостроительная форма, во-первых, должна быть ландшафтносообразной. Границы, плотности и потоки градостроительного происхождения должны быть оптимально соотнесены с ландшафтами по естественным причинам отличающимися экологической ценностью и устойчивостью, градостроительные членения и разрывы должны совпадать с ландшафтными рубежами (долинами рек, крутосклонами, озерно-болотными комплексами). При насыщении города открытыми зелеными пространствами, при объединении природных клиньев, диаметров и хорд в единую непрерывную систему, город становится пригодным для жизни. Это первая высшая ценность города. (Рис.)

Градостроительная форма, подчиненная ландшафтной топографии и экологической дифференциации склонов, долин и вершин, получает в высшей степени ценную экологическую упорядоченность. Если в градостроительной политике этому не придается значения, разрушается жизненная основа градостроительной формы.

Во-вторых, параметры градостроительной формы: плотность застройки и ее дифференциация в соответствии с доходностью инвестиций в изменение структуры территории центра, наиболее популярных открытых пространств, прибрежных территорий, легкостью получения доходов путем точечной застройки на уже существующих придомовых территорий, на участках школ и др. приводит к тому, что искажается социальный смысл и порядок градостроительной формы. Ведущими аспектами искажения градостроительной формы в этом направлении являются появление переуплотненных колодцев доходных домов в ткани центра и в основном в срединной зоне города (например рис.1)…

В-третьих, в последнее десятилетие произошло межевание и закрепление земельных участков за собственниками. Это мелкоконтурная парцелляция, как правило, с ограничениями по продаже участков. И это закрепление такой мелкоячеистой ткани на долгие времена без какой-либо возможности создания парков, скверов, бульваров, набережных, магистральных улиц и крупных общественных пространств. Возвращение к средневековому типу планировочной структуры города, с потерей крупных общественных пространств и крупных общественных комплексов.

План застройки города

Ландшафтная морфология в формообразовании элементов городского дизайна (экологический аспект). В дизайне постиндустриального общества, ставящего во главу угла экологический подход к организации окружающей среды, появилось новое направление «ландшафтный дизайн», нацеленное на решение актуальных проблем современного техногенного общества, связанных с дефицитом естественного природного компонента в окружающей человека предметной среде. Подчиненный общей философии дизайна, ландшафтный дизайн дополняет существующий арсенал средств садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры современными проектными приемами и методами дизайна, ставя первостепенной задачу формирования у зрителя ассоциативных образов живой природы, создания необходимого психологического комфорта в окружающей его среде («плывущие» в зеркальном фасаде «живые» облака, стекающие по бетонной стене струи «живой» воды, образы ветвей «живых» деревьев в металлоконструкциях).

Локальные архитектурно-художественные стили ансамбля (художественно-стилистический аспект) как средство индивидуализации, повышения художественной выразительности, стилистической и пространственной целостности архитектурно-градостроительного ансамбля и образности города в целом. В основе формирования локального архитектурно-художественного стиля градостроительного ансамбля лежит метод «фирменных стилей», взятый из арсенала средств индустриального дизайна. Однако, в отличие от последних, локальный архитектурно-художественный стиль базируется на более глубоких предпроектных исследованиях и носит более объективный характер. Кроме того, использование метода фирменных стилей в архитектуре тесным образом связано с определенным природным и архитектурным контекстом.

В исторически сложившихся архитектурно-градостроительных ситуациях, такой «локальный архитектурно-художественный стиль» выполняет, как минимум, следующие четыре группы задач:

1. формирование художественно-стилистической целостности архитектурно-градостроительного ансамбля;

2. повышение художественной выразительности архитектурно-градостроительного ансамбля и выявления его индивидуальности и уникальности;

3. выявление «законов места» – общих принципов художественного стилеобразования;

4. возрождение исторически ценных семантических характеристик – опираясь на исторически ценные, порой утраченные, компоненты архитектурно-градостроительного ансамбля локальный архитектурно-художественный стиль, возрождая их, становится своеобразной «памятью места».

Таким образом, локальный архитектурно-художественный стиль ансамбля, перенимая определенные качества «фирменнго стиля» в дизайне и «исторического художественного стиля» в архитектуре, но существенно отличается от них, представляя собой самостоятельное и уникальное явление в дизайне города.

2.Город и природа в истории цивилизации.

При мысли о городе испытываешь противоречивые чувства. Воочию представляешь великолепные архитектурные ансамбли и лес труб, извергающих огромные султаны дыма. Нельзя не восторгаться широкими проспектами, величественными площадями, морем огней, раздвигающих мрак ночи, но восторг тут же угасает, едва ощутишь удушливый запах бензинового перегара. Предметом особой гордости служат бесценные культурные сокровища-библиотеки и музеи, театры и картинные галереи. В них воплощается духовная мощь народа, его эстетическое богатство и творческие потенции. Только все это плохо сочетается с несмолкаемым уличным шумом и грохотом, от которых дребезжат оконные стекла.

Город и живая природа - эти понятия могут показаться несовместимыми. Вся предшествующая история служит подтверждением печальной истины: город наступает на природу, обедняя среду человеческого обитания, делая ее менее пригодной для жизни.

Это парадоксально! Город, представляя собой чисто человеческое образование, творит собственную красоту, а она почему-то не всегда согласуется с красотой природы. Разве не едины законы прекрасного?

Знаменитый художник Николай Рерих поспешил объявить противоположность города природе фатальной, неизбежной, отвергнув всякую мысль о возможности “согласовать несогласуемое”. “В городских нагромождениях,- писал он,- в новейших линиях архитектурных, в стройности, в жерле плавильной печи, в клубах дыма, наконец, в приемах научного оздоровления этих, по существу, ядовитых начал - тоже своего рода поэзия,- но никак не поэзия природы”.

Пусть так: поэзия города несет иное содержание, но она возникла при общих предпосылках, которые связаны с развитием человеческой личности на путях социального прогресса. И здесь надо сразу же подчеркнуть, что город со времени его возникновения был центром острейших социальных противоречий. В городе рано обнаружилось хищническое отношение не только к природе, но и к человеку, преобразующему ее.

Не случайно возникло сомнение в правомерности городского пути. Его заронили великие гуманисты прошлого, они вопрошали: не означает ли создание городских поселений роковой ошибки человечества, его вступления на ложный путь, опасный уже тем, что отдаляет нас от природы? Город представлялся им в образе Молоха, жаждущего человеческой крови. Надо исправить ошибку, призывал, в частности, Жан-Жак Руссо, вернуться к природе, восстановить первобытное состояние, а вместе с ним и утраченное счастье “золотого века”.

У Руссо были сторонники в различных странах, где усиливалось наемное рабство, обостряя различные формы социального гнета. Отдал дань этому направлению и Валерий Брюсов. В поэме “Замкнутые” (1900 г.) он восклицает:”
Однажды ошибясь при выборе дороги,
Шли вдаль ученые, глядя на свой компас,
И был их труд велик, шаги их были строги,
Но уводил их прочь от цели каждый час!”

Поэма, увы, осталась незавершенной. Возможно, у поэта просто изменились взгляды?

Как начинался город? Это было обычное селение, княжеский терем, замок владетельных особ или укрепленный пункт. Но во всех случаях было нечто общее: здесь объявлялись первые умельцы, способные “подковать блоху”, представители торгового сословия, наконец, стражи порядка, утверждавшие волю “властей предержащих”.

Городские поселения известны с древнейших времен: они существовали уже в четвертом и третьем тысячелетиях до нашей эры и своим появлением знаменовали неумолимый процесс разложения родового строя, возникновение частной собственности, переход человечества из первобытного состояния к классовому обществу.

Сегодня вряд ли можно усомниться в исторической закономерности урбанизации. Без нее невозможно представить себе восхождение человечества по ступеням научно-технического и социального прогресса. И в прошлом прогрессивные мыслители не разделяли иллюзий тех, кто призывал общество повернуть вспять, к идиллии сельской жизни, якобы свободной от пороков города.

Герцен, например, подверг критике идею “женевского отшельника” как нелепую и крайне реакционную. “Руссо понял,- писал он,- что мир, его окружавший, не ладен; но нетерпеливый, негодующий и оскорбленный, он не понял, что храмина устаревшей цивилизации о двух дверях. Боясь задохнуться, он бросился в те двери, в которые входят, и изнемог, борясь с потоком, стремившимся прямо против него. Он не сообразил, что восстановление первобытной дикости более искусственно, нежели выжившая из ума цивилизация”.

Чернышевский, находясь в одиночке Петропавловской крепости, мечтал о городе будущего, об обществе завтрашнего дня. Архитектурные проекты составляют неотъемлемую часть социальных воззрений великого революционера-демократа. Они нашли воплощение в сновидениях Веры Павловны - героини романа “Что делать?”. Примечательная особенность его городов будущего: они находятся “среди нив и лугов, садов и рощ”. Непременной принадлежностью зданий из алюминия и хрусталя служат не только квартиры, но и просторные залы для игр и танцев, зимние сады. Здесь живут славные люди, умеющие плодотворно трудиться и весело отдыхать. Они выглядят очень молодо; у них “здоровая и спокойная жизнь; она сохраняет свежесть”.

Чернышевский развивает идеи ранних утопистов - Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Фрэнсиса Бэкона, Сирано де Бержерака и других. Различная сила воображения сказалась в их мечтах о достоинствах города будущего. Но исходили они из единых помыслов о счастье своих потомков и видели два его слагаемых: во-первых, установление подлинно братских отношений между людьми, во-вторых, преодоление нарастающего антагонизма города и природы, утверждение их единства. Города будущего рисовались им городами солнца, света, простора, в окружении садов и парков.

Город находится в определенной природной среде и постоянно взаимодействует с ней. В этом взаимодействии ему принадлежит активная роль. Он воздействует на природу прежде всего самим фактом своего существования, повышенной концентрацией масс в данной довольно ограниченной местности. Но это лишь одна сторона. Вторую составляет материальное производство. Старый город, где оно держалось на ручном труде, представлял собой в экологическом отношении “большую деревню”. Он еще не порвал пуповины с сельским хозяйством, да и ремесленное производство хотя и расширяло свои масштабы, но еще мало угрожало живой природе. Его “нагрузка” на природную среду при большой численности населения могла быть значительной, однако находилась в тех пределах, которые не внушали серьезных опасений.

Положение меняется с наступлением промышленной революции. По мере расширения машинного производства и механических видов транспорта окружающая среда, как и люди, густо населяющие ее, подвергаются в возрастающих размерах вредным воздействиям отходов производства и быта, шума, вибрации, электромагнитных полей. К тому же нарастают скученность и сутолока городской жизни.

Казалось бы, в этих условиях можно ожидать отлива части населения в сельскую местность. Ничего подобного, однако, не происходит. Город обладает огромной притягательной силой. Во-первых, он предоставляет человеку многообразие форм деятельности, позволяя в известных пределах выбирать наиболее подходящую; во-вторых, обогащает духовно, приобщая к достижениям культуры; в-третьих, соблазняет возможностью обеспечить более высокий уровень бытового комфорта. Столь ощутимые блага приобретаются, однако, ценой лишения непосредственных контактов с живой природой, а оно, это лишение, таит в себе серьезную угрозу духовного и физического обеднения личности.

Общение с природой - потребность всякого нормального человека, поскольку в любых условиях, в том числе и городских, он остается биологическим существом. На примере горожан особенно наглядна сила этого вечного зова, влекущего человека из душного мира камня, стекла и бетона на простор зеленого царства. Промышленный город, как правило, вовлекает в свою орбиту прилегающую к нему местность. Известная часть горожан обзаводится дачами, садовыми участками, чтобы проводить досуг на лоне природы.

Существует еще одно свидетельство извечной тяги горожан к живой природе. Ее можно проследить в фокусе так называемых птичьих базаров, где горожанин стремится обзавестись теми компонентами живой природы, которые могут существовать в стенах его квартиры. Он разводит комнатные цветы, содержит в клетках певчих птиц, в аквариумах рыбок, приобретает собаку. Некоторые стремятся даже разводить редких представителей фауны, что, к слову сказать, далеко не всегда уместно и даже порой небезопасно.

У каждого города свой облик, своя судьба. То и другое составляет достояние истории и национальной культуры. Но начальным фактором его формирования и развития послужила все же природная среда, наличие тех или иных естественных ресурсов, включая ископаемые богатства. Существует специфика условии жизни в зависимости от того, в какой природной зоне находится город - в лесном краю или открытой степи, на берегу южного моря или за полярным кругом, в пустыне или на горных склонах. Эти бытовые различия, порой весьма существенные, касаются одежды, обуви, жилища, продуктов питания и прочего. А облик города? Разве в нем не отразились особенности естественной среды? Ереван, расположенный среди безлесных гор, поднимает к небу свои этажи из розового туфа, а Тобольск, как и многие города Западно-Сибирской низменности, до недавних пор оставался по преимуществу деревянным, поскольку возник среди лесов.

Судьба города тесно связана с естественными богатствами. Принято различать естественные источники средств жизни (плодородие почв, обилие диких животных, рыбы, плодов и т. п.) и естественное богатство средств труда (залежи металлов, угля, нефти, лесные массивы, наличие строительных материалов, энергия воды, ветра и т. д.). На ранних ступенях истории людям были доступны в основном естественные источники средств жизни, и не удивительно, что древнейшие центры городской цивилизации возникли в плодородных поясах жарких стран (делвта Нила, междуречье Тигра и Евфрата, бассейны Ганга и Янцзы).

Зарождение машинного производства связано с использованием естественного богатства средств труда. Центры городской цивилизации переместились из жаркого пояса в умеренный, в Европу, где происходила коренная перестройка старых городов и бурный рост новых. Сколько бы ни изрекалось проклятий по адресу города, ничто не может остановить процесса урбанизации. Любые жалобы перед лицом исторической необходимости поистине лишены всякого смысла.

Особенность города в многообразии общественных функций, которые он принимает на себя, причем они имеют тенденцию дефференцироваться с ростом населения, под влиянием технического социального прогресса. Уместен такой пример. Чуть ли не каждый город выступает административным центром того или иного значения, но нет такого города, включая столицу, который мог бы ограничиться одной этой функцией. Одновременно он часто служит средоточием науки и культуры, транспортным узлом, центром торговли, туризма. Сочетание этих функций может быть различно, но одна обязательна - материальное производство. Она как раз и составляет основу, на которой развертывается указанное функциональное многообразие.

Исключение составляют города-курорты, где, как правило, нет предприятий тяжелой промышленности. Речь идет о благословенных уголках природы с их уникальными целебными свойствами, которые необходимо сохранять в первозданной чистоте для отдыха и лечения. За последние годы стали возникать города науки, также не обремененные промышленными предприятиями. Однако эти научные центры тесно связаны с материальным производством. Их вызвала к жизни научно-техническая революция, превращающая науку в непосредственную производительную силу. Есть основание полагать, что семья таких городов будет расти. Вероятно, они и будут прообразом городов грядущего. И все же градообразующую основу сегодня составляет промышленное производство.

Одна из привлекательных сторон города - многообразие архитектурных ансамблей, представляющих огромную эстетическую ценность. Один из красивейших среди городов мира - Санкт-Петербург. Его архитектура производит неотразимое впечатление, запоминается навсегда. Есть немало других красивых городов во всех странах мира. Талант зодчих запечатлел в веках неповторимые черты прошедших эпох.

Важно подчеркнуть: города растут быстрее, чем суммарное население планеты, так как в городах увеличивается приток сельских жителей. Этот процесс приобретает глобальные масштабы.

Один из таких гигантских супергородов стихийно сложился в США, растянувшись почти на 250 километров - от Бостона до Филадельфии. Центром его служит Нью-Йорк, где насчитывается около 6 с половиной млн. жителей.

Под стать ему многие районы Западной Европы и восточного побережья Японии. Да и Москва нельзя сказать, что уступает по численности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: