Введение в эксплуатацию новых устройств привело к увеличению пар поездов в сутки на 4, таким образом в месяц интенсивность движения увеличиться на 120 пар поездов, в год – на 1460 пар поездов. Значит работа вновь вводимых устройств экономически эффективна, рассчитаем экономическую эффективность внедрения новых устройств.
При определении экономической эффективности капитальных вложений, при сравнении вариантов (существующих и вновь вводимых устройств) используется формула суммарных приведенных капитальных и эксплуатационных расходов по каждому из сравниваемых вариантов.
Эгод. привед. =Сэкспл. +Ен*К, (1)
где Эгод. привед - годовые приведенные эксплуатационные и строительные затраты;
Сэкспл - годовые эксплуатационные расходы;
К - единовременные капиталовложения (стоимость строительства);
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (величина, обратная сроку окупаемости).
Эгод. привед=14 231,8+0,15*24,92=14 235,5
Ен=1/Ток. (2)
Для устройств автоматики и телемеханики применяется Ток= 6,6 лет; Ен=0,15.
Лучшим по денежным показателям является вариант, для которого линии равных объемов работы Эгод. привед - минимальные.
В ряде случаев определить экономическую эффективность новой техники методом сопоставления годовых суммарных приведенных капитальных затрат и эксплуатационных расходов бывает затруднительно (например, в случае вариантов с разными объемами работы). В таких случаях оценку экономической эффективности новой техники (при сравнении вариантов) целесообразно производить методом сопоставления удельных (относительных) затрат капиталовложений и эксплуатационных расходов, приходящихся на единицу продукции.
Определив годовые приведенные эксплуатационно-строительные затраты по каждому из сравниваемых вариантов и разделив их на заданный объем работы (пары поездов, количество перерабатываемых вагонов в сутки или другие), устанавливают удельные затраты, приходящиеся на единицу продукции:
Суд. = Эгод. привед/365Nсут.,руб. /пар. поездов. (3)
где Суд - удельные затраты на единицу продукции; Nсут - суточный размер движения поездов, пар поездов.
Лучшим является вариант, для которого Суд – минимальные
Суд. =14 235,5/365/42=0,93
Расчеты экономической эффективности сравниваемых вариантов методом удельных затрат на единицу продукции:
Устройства СЦБ до и после реконст-рукции | Размеры движения (пары поездов в сутки) | Абсолютные затраты, тыс. руб. | Годовые приведенные затраты при Ток=6,6 лет,т.е Ен=0,15, Эгод. привед. | Удельные затраты на 1 пару поездов Суд. | |
Капитало-вложения, К | Годовые эксплуата-ционные затраты, Сэкспл. | Эгод. привед. =Сэкспл. +0,15*К,тыс. руб. | Суд. = Эгод.привед/ /365Nсут.,руб. /пар. поездов | ||
Существующие устройства | 24,92 | 14 231,8 | 14 235,5 | 1,03 | |
Вновь вводимые устройства | 24,92 | 14 231,8 | 14 235,5 | 0,93 |
Сопоставляя удельные затраты на пару поездов (1,03 руб./пару поездов при существующих устройствах и 0,93 руб./пар поездов при вновь вводимых устройствах), можно видеть, что строительство новых устройств в данном случае экономически целесообразно.