Процесс общения между людьми непосредственно связан с понятием «речь» или «речевая деятельность».
Термин «речевая деятельность» обозначает совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой (например, перед журналистом стоит цель – взять интервью, но при этом интервью – это лишь часть общей цели, заключающейся в узнавании чего-то нового и интересного).
Эта совокупность подобна организации акта деятельности в целом. Во всяком случае, речевое действие предполагает:
- постановку цели (хотя и подчиненной общей цели деятельности);
- планирование и осуществление плана;
- сопоставление цели и результата.
В этом случае речевая деятельность подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.
Структура общения представляет собой три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативная;
- интерактивная;
- перцептивная (по Г.М. Андреевой).
Структура общения может быть схематично изображена следующим образом: (см. рисунок 1).
Общение
Коммуникация Интеракция Перцепция
(Коммуникативная (Интерактивная (Перцептивная
сторона) сторона) сторона)
Рисунок 1. Структура общения (по Г.М. Андреевой).
Интерактивная сторона общения, или интеракция, заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивная сторона общения, или перцепция, означает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Иными словами, коммуникация – как сторона общения:
- включает в себя передачу и обмен информацией с учетом характера человеческих взаимоотношений, установок, целей;
- применительно к человеку коммуникация означает не только тот или иной объем информации, но и интуицию, ощущения, эмоции;
- (в узком смысле) в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями;
- (в широком смысле) в процессе общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается, т.е. осуществляется процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
В этом смысле коммуникация непосредственно связана с речевой деятельностью, выступает как один из её аспектов.
Задание:
Прочитайте статью И.А. Зимней «Уровневая структура общения» (см. Приложение 1) с целью получения дополнительной информации по структуре общения.