Современный специалист, работающий в системе субъект-субъектных отношений (т.е. отношений между людьми), должен четко себе представлять, что понимается под коммуникативным аспектом речи, каковы его общие черты.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio – связь и означает «делаю общим, связываю, общаюсь».
Коммуникация понимается в широком и узком смыслах.
Коммуникация в широком смысле означает любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать, т.е. коммуникация предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях:
- человек и человек (Ч – Ч);
- человек и машина (Ч – М);
- машина и машина (М – М).
Такой подход позволяет, по мнению Г.М. Андреевой, В.Д. Ширшова, считать коммуникацию понятием более общим, широким, включающим в себя все виды и формы общения. Коммуникация представляет собой взаимодействие субъектов в общественных и социальных процессах различного масштаба. Примером этому служат контакты, устанавливающиеся не только между людьми, но и между различными государствами, чему в немалой степени способствуют журналисты, организуя телемосты, интервью за рубежом, рассказывая о жизни людей в других странах. Коммуникация позволяет людям осуществлять осознанное, целенаправленное действие, активно включаясь в общественные отношения.
|
|
Коммуникация в узком смысле – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков.
Исходя из этого определения, коммуникация представляет собой одну из сторон общения, осуществляемого между человеком и человеком (Ч – Ч), т.е. по первой схеме.
Теперь представим себе содержание коммуникативного аспекта речи.
В каждом процессе коммуникации содержатся следующие основные компоненты:
коммуникатор (сообщающий),
реципиент (принимающий),
сообщение.
В связи с этим коммуникация как один из аспектов речевой деятельности представляет собой процесс, который выражен в виде определенной модели, состоящей из следующих структурных элементов:
1) Цель коммуникации.
Успех осуществления коммуникации во многом определяется целью, которую человек ставит перед собой.
Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».
Процесс коммуникации должен быть всегда целенаправлен. Бесцельное (в плане общения) произнесение каких-то предложений есть проговаривание, а не говорение в коммуникативном процессе. Говорящий всегда хочет достичь своим высказыванием какой-то цели: убедить или разубедить собеседника, вызвать сочувствие или поддержать его мнение, высмеять его и т.д. Подобные цели можно назвать коммуникативными задачами. Их решению и служит целенаправленность говорения в общении, то есть подчиненность всех его качеств выполнению поставленной в общении задачи (см. подробнее в статье И.А. Зимней «Уровневая структура общения» в Приложении 1).
|
|
За каждой из коммуникативных задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель говорения как деятельности. Эта цель заключается в том, что один человек пытаетсявоздействоватьна другого (других) в смысле изменения его (их) поведения (речевого и неречевого), а не просто сообщить ему, как иногда говорят, некую информацию. Это значит, что говорение должно быть (в хорошем смысле этого слова) прагматичным.
Целенаправленность как раз и заключается в прагматичности (воздейственности) говорения и осуществляется благодаря его стратегии и тактике. Стратегией называетсяреализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий, а тактика – этореализация подчиненных задач (см. подробнее в статье Е.М. Лазуткиной «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы» в Приложении 2).
Чтобы воздействовать на собеседника, говорящий обязан уметь достаточно хорошо говорить, уметь соответственно ситуации варьировать тактику высказывания во имя сохранения стратегии, которая только и приводит к выполнению коммуникативной задачи.
Достижение цели коммуникации во многом обусловлено мотивированностью. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого определенная внутренняя причина, есть мотив, выступающий, по выражению А.Н. Леонтьева, в роли мотора деятельности. Мотив может быть осознанным и неосознаваемым в данный момент, но он всегда связан с общением. Поэтому, говоря об общении, можно говорить о коммуникативной мотивации, в основе которой лежит потребность двух видов:
- потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному,
- потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.
Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией; второй вид – это ситуативная мотивация.
Вступая в процесс коммуникации с человеком, специалист ставит перед собой профессиональные цели, обусловленные ситуативной мотивацией, то есть потребностью «вмешаться» в конкретную речевую ситуацию. Данные цели «сиюминутны», они постоянно меняются в зависимости от человека, с которым специалист общается, его профессии, социального статуса, возраста, национальности, места действия, объективных и субъективных обстоятельств и т.д. Каждый раз человек ставит перед собой новую такую цель. Но выполнение данной цели становится возможным только лишь при условии знания цели самого коммуникативного процесса, являющейся постоянной и обеспеченной общей коммуникативной мотивацией. Без такой цели общение просто не сможет состояться. Об этой цели должен всегда знать и помнить каждый.
Такая цель общения заключается, по мнению М.С. Кагана, прежде всего в приобщении «субъекта к субъекту, в организации «их единых, совместных действий» или обретении их духовной общности, поскольку каждый партнер должен открыться другому в своей подлинной природе, намерениях, возможностях, целях, устремлениях, идеалах, чтобы другой, зная всё это мог согласовать свои действия с действиями партнера». При этом он отмечает, что достижение общности «действующих субъектов» возможно при наличии свободных, совокупных усилий и сохранении неповторимой индивидуальности каждого.
|
|
Одной из всегда желанных целей общения выступают доверительные отношения между людьми. «А сам термин «доверие» означает не что иное, как убежденность или уверенность в правоте, честности, искренности и основанное на них отношение к кому- либо… На того, кто убеждает в своей искренности обычно опираются в любом деле… Доверяя человек говорит о себе, о своих переживаниях, о своей деятельности. И вот этот личностный, откровенный характер информации и придает ей доверительность» (см. подробнее статью Б.Н. Лозовского «В лабиринтах доверия» в Приложении 3).
Ещё одним важным, на наш взгляд, моментом, обеспечивающим достижения цели общения, является активность. Коммуникация всегда процесс активный, ибо в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Это отношение имеет место не только тогда, когда человек говорит, но и когда он слушает собеседника (так называемая внутренняя активность). Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что так важно для достижения цели общения. Если человек в процессе беседы с человеком поймет, что его слова, реплики, высказывания не имеют значимости для собеседника, то не будет ни речевой активности, ни инициативности с его стороны.
Когда цели коммуникации не достигаются, то это приводит к коммуникативным неудачам. Коммуникативные неудачи – это не достижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения. Это отрицательный результат общения, т.е. такое завершение общения, когда его цель оказывается не достигнутой (см. подробнее статью Е.М. Лазуткиной «Причины коммуникативных неудач» в Приложении 4).
Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы неправильно строим свое речевое воздействие: выбираем не те его способы, не учитываем, с кем мы разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.
|
|
Специалисты по речевому воздействию используют также такое выражение, как «коммуникативное самоубийство».
Коммуникативное самоубийство - это грубая ошибка, допущенная в общении, которая сразу делает дальнейшее общение заведомо неэффективным.
Например, если оратор начинает свое выступление так: Извините, что занимаю у вас время... Я вас долго не задержу... - это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек сообщает слушателям о том, что его информация им не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, его появление перед аудиторией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.
2) Функции коммуникации заключаются в достижении взаимопонимания, в целях, содержании, формах совместной деятельности (например, в планировании, координации, оценки совместной деятельности специалистов при решении каких-либо задач; поиска решений (для журналистов) в ходе газетной, теле- и радиодискуссии, установления контактов и их поддержания при интервьюировании, в процессе дискуссии и т.д.).
Функции коммуникации состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого его элемента. К функциям относятся:
- Управленческая – это функция, присутствующая в системе исполнения социальных ролей (например, руководитель – подчиненный, родитель – ребенок, учитель – ученик и т.д). И в любом процессе общения данная функция присутствует, т.к. при разговоре происходит попеременное включение в разговор членов общения. При этом тот человек, который говорит в данную минуту, и является управленцем общения. Затем роли меняются. Это хорошо видно на рисунке 2.
Роль говорящего К сообщение Р Роль слушающего
Обратная связь К' Роль говорящего
Роль слушающего Р' (интерпретация смысла)
Роль говорящего К''
Р'' Роль слушающего