Объем формируемых представлений и навыков

Возраст Формирование представления Вырабатываемые навыки
3-4 года Овощи, фрукты - полезно, сладкое - вредно. Зубная щетка чистит зубы. У каждого своя зубная щетка; у большого - большая, у маленького - маленькая. Щетка должна стоять в своем стакане, головкой вверх. Нужно чистить верхние зубы сверху вниз, нижние - снизу вверх. Щетку нужно брать чистыми руками только за ее ручку Есть овощи и фрукты, не просить сладостей. Правильно держать зубную щетку. Пользоваться своей зубной щеткой, не путать ее с чужими. Уметь правильно ставить зубную щетку на место. Чистить зубы вертикальными движениями с наружной и внутренней поверхностей. Мыть руки перед чисткой зубов, не касаться ими головки щетки
4-5 лет Сладкое можно есть только в выходной день. Жевать нужно медленно, с закрытым ртом, не запивая. Нужно чистить зубы каждый день утром и вечером; верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, а часть зубов, которой жуем, - от дальних зубов к середине. Свою зубную щетку нельзя никому давать. Нужно стоять, ходить и сидеть с прямой спиной, спать на спине. Врач-стоматолог лечит зубы 1. Ограничивать прием сладостей. 2. Тщательно пережевывать пищу, не удерживая ее за щекой. 3. Ежедневно чистить утром и вечером переднюю и заднюю поверхности зубов вертикальными, а жевательные - горизонтальными движениями зубной щетки. 4. Пользоваться только своей зубной 5. Не сутулиться, спать на спине. 6. Не бояться лечения зубов
5-6 лет 1. Сосать пальцы и предметы, грызть ногти и карандаш - вредно: в рот попадают микробы, которые разрушают зубы; зубы будут некрасивыми. 2. В овощах, фруктах, корках хлеба - витамины; жевание - зарядка для зубов. 3.От употребления сладкого зубы портятся и болят. 4. Зубы нужно чистить, чтобы они были чистыми, красивыми и не болели. 5. Зубную щетку нужно менять каждое время года (по сезонам). 6. Головка зубной щетки перекрывает 3 зуба. 7. Зубы нужно чистить так: сначала верхние, потом - нижние; сначала - наружную, потом внутреннею и жевательные поверхности; начинать с левой стороны, потом чистить передние зубы и зубы правой стороны; на каждом участке нужно делать 10 одинаковых движений. 8. В разрушенных зубах живут микробы, их можно удалить только с помощью бормашины. Во время лечения нужно быть спокойным, вежливым, слушаться доктора 1. Не иметь вредных привычек 2. Употреблять твердую пищу, регулярно есть сырые овощи. 3. Не есть сладостей, рассказывать об их вреде младшим. 4. Объяснять полезность чистки зубов. 5. Просить менять зубную щетку 4 раза в год. 6. Уметь подобрать для себя зубную щетку. 7. Самостоятельно, последовательно чистить разные отделы зубных рядов. 8. Объяснить необходимость лечения зубов, правила поведения в кабинете стоматолога
6-7 лет 1. Десны - это то, что окружает зуб. Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить, а десны массажировать круговыми движениями зубной щетки. 2. То, от чего болит и делаются некрасивыми зубы, - это вредные привычки 3. Нужно есть разную еду (молочные продукты, овощи, фрукты), тщательно ее пережевывать. Сладкое можно есть только в выходной день 1. Объяснить, как правильно чистить зубы и делать массаж десен. Самостоятельно и правильно чистить зубы, заканчивать чистку массажем десен. 2. Объяснять младшим, что такое вредные привычки. 3. Объяснить, как правильно питаться; выполнять рекомендации самому
         

3. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми школьного возраста.

Работа проводится стоматологом, курирующим школу или под его руководством - стоматологической медсестрой, школьной медсестрой, педагогами, классными руководителями. В соответствии с государственными профилактическими и образовательными программами и по согласованию со школьной администрацией для стоматологического просвещения отводятся учебные часы в рамках учебных предметов («Человек и мир»). В течение 3-4 лет обучения дети должны получить представление о физиологическом и социальном значении здоровых зубов, о строении зубов и десны, о прикусе, об основных причинах заболеваний полости рта, о правилах выбора и использования основных и дополнительных средств гигиены, о защитных свойствах фторидов и их источниках, о роли питания в сохранении здоровья зубов, о необходимости предупреждения спортивной и бытовой травмы зубов, о личной ответственности каждого за состояние своих зубов и о возможностях врачебной профилактической помощи.

Как уже отмечалось ранее, ученики начальных и средних классов имеют небольшую продолжительность напряженного внимания, их восприятие в большой мере носит не вербальный, но предметно-образный характер, поэтому обучение оказывается более продуктивным при проведении занятий в форме игры, предпочтительно с привлечением сказочных сюжетов. При планировании и проведении уроков гигиены для детей 6-10 лет следует выполнять следующие требования:

• продолжительность одного урока должна составлять не более 15-20 мин;

• в уроке должны быть использованы игровые приемы и ситуации;

• информация должна излагаться просто, с небольшим числом терминов, хорошо понимаемых детьми;

• изложение материала нужно подкреплять демонстрацией на фантомах, моделях, рисунках и т.д.;

• в ходе урока следует активно привлекать детей к диалогу. Стоматологами, педагогами и психологами разработаны программы стоматологического обучения для младших школьников, позволяющие последовательно и эффективно формировать у них основные профилактические понятия и навыки.

3.1. Содержание примерной программы санитарного стоматологического обучения младших школьников:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: