Возраст | Формирование представления | Вырабатываемые навыки | ||
3-4 года | Овощи, фрукты - полезно, сладкое - вредно. Зубная щетка чистит зубы. У каждого своя зубная щетка; у большого - большая, у маленького - маленькая. Щетка должна стоять в своем стакане, головкой вверх. Нужно чистить верхние зубы сверху вниз, нижние - снизу вверх. Щетку нужно брать чистыми руками только за ее ручку | Есть овощи и фрукты, не просить сладостей. Правильно держать зубную щетку. Пользоваться своей зубной щеткой, не путать ее с чужими. Уметь правильно ставить зубную щетку на место. Чистить зубы вертикальными движениями с наружной и внутренней поверхностей. Мыть руки перед чисткой зубов, не касаться ими головки щетки | ||
4-5 лет | Сладкое можно есть только в выходной день. Жевать нужно медленно, с закрытым ртом, не запивая. Нужно чистить зубы каждый день утром и вечером; верхние зубы - сверху вниз, нижние - снизу вверх, а часть зубов, которой жуем, - от дальних зубов к середине. Свою зубную щетку нельзя никому давать. Нужно стоять, ходить и сидеть с прямой спиной, спать на спине. Врач-стоматолог лечит зубы | 1. Ограничивать прием сладостей. 2. Тщательно пережевывать пищу, не удерживая ее за щекой. 3. Ежедневно чистить утром и вечером переднюю и заднюю поверхности зубов вертикальными, а жевательные - горизонтальными движениями зубной щетки. 4. Пользоваться только своей зубной 5. Не сутулиться, спать на спине. 6. Не бояться лечения зубов | ||
5-6 лет | 1. Сосать пальцы и предметы, грызть ногти и карандаш - вредно: в рот попадают микробы, которые разрушают зубы; зубы будут некрасивыми. 2. В овощах, фруктах, корках хлеба - витамины; жевание - зарядка для зубов. 3.От употребления сладкого зубы портятся и болят. 4. Зубы нужно чистить, чтобы они были чистыми, красивыми и не болели. 5. Зубную щетку нужно менять каждое время года (по сезонам). 6. Головка зубной щетки перекрывает 3 зуба. 7. Зубы нужно чистить так: сначала верхние, потом - нижние; сначала - наружную, потом внутреннею и жевательные поверхности; начинать с левой стороны, потом чистить передние зубы и зубы правой стороны; на каждом участке нужно делать 10 одинаковых движений. 8. В разрушенных зубах живут микробы, их можно удалить только с помощью бормашины. Во время лечения нужно быть спокойным, вежливым, слушаться доктора | 1. Не иметь вредных привычек 2. Употреблять твердую пищу, регулярно есть сырые овощи. 3. Не есть сладостей, рассказывать об их вреде младшим. 4. Объяснять полезность чистки зубов. 5. Просить менять зубную щетку 4 раза в год. 6. Уметь подобрать для себя зубную щетку. 7. Самостоятельно, последовательно чистить разные отделы зубных рядов. 8. Объяснить необходимость лечения зубов, правила поведения в кабинете стоматолога | ||
6-7 лет | 1. Десны - это то, что окружает зуб. Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить, а десны массажировать круговыми движениями зубной щетки. 2. То, от чего болит и делаются некрасивыми зубы, - это вредные привычки 3. Нужно есть разную еду (молочные продукты, овощи, фрукты), тщательно ее пережевывать. Сладкое можно есть только в выходной день | 1. Объяснить, как правильно чистить зубы и делать массаж десен. Самостоятельно и правильно чистить зубы, заканчивать чистку массажем десен. 2. Объяснять младшим, что такое вредные привычки. 3. Объяснить, как правильно питаться; выполнять рекомендации самому | ||
3. Основные аспекты санитарно-просветительной работы стоматолога с детьми школьного возраста.
|
|
|
|
Работа проводится стоматологом, курирующим школу или под его руководством - стоматологической медсестрой, школьной медсестрой, педагогами, классными руководителями. В соответствии с государственными профилактическими и образовательными программами и по согласованию со школьной администрацией для стоматологического просвещения отводятся учебные часы в рамках учебных предметов («Человек и мир»). В течение 3-4 лет обучения дети должны получить представление о физиологическом и социальном значении здоровых зубов, о строении зубов и десны, о прикусе, об основных причинах заболеваний полости рта, о правилах выбора и использования основных и дополнительных средств гигиены, о защитных свойствах фторидов и их источниках, о роли питания в сохранении здоровья зубов, о необходимости предупреждения спортивной и бытовой травмы зубов, о личной ответственности каждого за состояние своих зубов и о возможностях врачебной профилактической помощи.
Как уже отмечалось ранее, ученики начальных и средних классов имеют небольшую продолжительность напряженного внимания, их восприятие в большой мере носит не вербальный, но предметно-образный характер, поэтому обучение оказывается более продуктивным при проведении занятий в форме игры, предпочтительно с привлечением сказочных сюжетов. При планировании и проведении уроков гигиены для детей 6-10 лет следует выполнять следующие требования:
• продолжительность одного урока должна составлять не более 15-20 мин;
• в уроке должны быть использованы игровые приемы и ситуации;
• информация должна излагаться просто, с небольшим числом терминов, хорошо понимаемых детьми;
• изложение материала нужно подкреплять демонстрацией на фантомах, моделях, рисунках и т.д.;
• в ходе урока следует активно привлекать детей к диалогу. Стоматологами, педагогами и психологами разработаны программы стоматологического обучения для младших школьников, позволяющие последовательно и эффективно формировать у них основные профилактические понятия и навыки.
3.1. Содержание примерной программы санитарного стоматологического обучения младших школьников: