Программа развития Организации Объединенных Наций - ПРООН (United Nations Development Programme - UNDP)

Тема 3. Международные экономические Организации в системе регулирования Экономического сотрудничества и отраслей мирового хозяйства

план

1. Организации системы ООН

1.1. Программа развития Организации Объединенных Наций - ПРООН

1.2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию – ЮНИДО

1.3. Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ

1.4. Продовольственная и сельскохозяйственная организация - ФАО

1.5. Международный фонд сельскохозяйственного развития – МФСР

1.6. Международная морская организация – ММО

1.7. Международная организация гражданской авиации – ИКАО

1.8. Всемирная организация по туризму – ВОТ

2. Организации системы ОЭСР

2.1. Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР

2.2. «Группа восьми»

2.3. Международное энергетическое агентство

2.4. Агентство по ядерной энергии – АЯЭ

Организации системы ООН

Название организации Число членов Год создания
1. Программа развития ООН (ПРООН)    
2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)    
3. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)    
4. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО)    
5. Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР)    
6. Международная морская организация (ММО)    
7. Международная организация гражданской авиации (ИКАО)    
8. Всемирная организация по туризму (ВОТ)    

Программа развития Организации Объединенных Наций - ПРООН (United Nations Development Programme - UNDP)

Учреждена в 1965 г. в целях объединения в одну программу Расширенной программы технической помощи ООН и Специального фонда. Она пред­ставляет собой самую крупную организацию системы ООН, финансирующую многоотраслевую экономическую и техническую помощь.

Цели ПРООН:

• оказание помощи развивающимся странам в их усилиях по ускорению экономического и социального развития путем оказания им систематической помощи, связанной с их национальными планами развития;

• содействие развивающимся странам в достижении более высокого уровня экономического и социального благосостояния населения этих стран.

Деятельность ПРООН в области технического содействия включает:

• предоставление консультационных и экспертных услуг, организацию семинаров и обучение национальных специалистов за рубежом;

• новаторские и эффективные пути реформирования своей оперативной деятельности в области социально-экономического развития, а также пути выполнения решений глобальных форумов по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), социального развития (Копенгаген, 1995 г.), положения женщин (Пекин, 1995 г.), населенных пунктов (Стамбул, 1996 г.);

• укрепление собственного потенциала в центре и на местах путем повышения эффективности деятельности института резидентов-координаторов ООН в странах, а также усиления сотрудничества с другими организациями;

• сосредоточение усилий на ключевых аспектах «устойчивого человеческого развития» (искоренение бедности, восстановление окружающей среды, обеспечение занятости, оказание помощи женщинам и социально уязвимым группам населения, находящимся в неблагоприятных условиях);

• подготовка национальных управленческих кадров, реализация политики и реформ государственного сектора в сфере управления экономикой, включая создание благоприятных условий для частного сектора, особенно в странах переходного периода;

• оказание помощи в чрезвычайных ситуациях с акцентом на переход от чрезвычайной помощи к долгосрочному развитию.

Помощь ПРООН оказывается только правительствам или через их посредство. ПРООН является основной организацией системы ООН по оказа­нию технического содействия развивающимся странам и странам с переход­ной экономикой. Ежегодные ресурсы ПРООН формируются на основе доб­ровольных взносов и в пятилетнем цикле (1992-1996 гг.) составляли еже­годно приблизительно 1 млрд. долл. США. Основными донорами Про­граммы из группы промышленно развитых стран являются: США (199,5 млн. долл.), Япония (98,1 млн. долл.), Нидерланды (97,4 млн. долл.), Дания (92,8 млн. долл.), Швеция (79,2 млн. долл.), Германия (61,5 млн. долл.) и Норвегия (75,2 млн. долл.). Из числа развивающихся стран крупнейшими вкладчиками стали: Индия (5,1 млн. долл.), Китай (2,8 млн. долл.), Сау­довская Аравия (2,0 млн. долл.) и Таиланд (1,9 млн. долл.).

Техническое содействие по линии ПРООН финансируется, как пра­вило, из следующих источников:

из центрального бюджета Программы начиная с 1997 г. (первый год программного цикла): 55% всех ресурсов составляют страновые программ­ные ресурсы, которые делятся между странами в соответствии с принятой шкалой, учитывающей показатели подушевого дохода ВНП, а также осо­бенности политико-экономической ситуации в конкретных странах; 11,8% - межстрановые (региональные, межрегиональные и глобальные) програм­мы; 1,6% — программы ПРООН, финансируемые ею через специализиро­ванные учреждения ООН; 0,5% - программная деятельность по линии раз­вития технического сотрудничества между развивающимися странами (ТСРС);

из многосторонних целевых фондов, управляемых ПРООН совместно с другими международными организациями: Глобальный экологический фонд (ГЭФ); Многосторонний фонд монреальского протокола; «Потенциал XXI» по реализации договоренностей в рамках программы «Повестка дня для XXI века»; Фонд развития ООН для женщин; Фонд ООН капитального развития; Фонд борь­бы с ВИЧ/СПИД.

Важной составной частью общей финансовой политики ПРООН в пос­ледние годы явилась разработка стратегии по мобилизации финансовых средств третьих сторон в целях осуществления проектов и программ в области разви­тия.

Среди источников дополнительных ресурсов на цели развития основными являются:

бюджетные средства самого государства-получателя, направляемые им на решение приоритетных для него социально-экономических задач, максимальную эффективность использования которых обеспечивает ПРООН;

уже выделенные на многосторонней или двусторонней основе «неработающие» заемные средства на цели развития;

обеспечение использования возможностей финансирования нацио­нальных программ развития через целевые международные программы и фон­ды, исполнителем которых является ПРООН;

поиск новых донорских или заемных средств на двусторонней или мно­госторонней основе под осуществление проектов ПРООН;

участие в этом процессе ПРООН значительно повышает шансы правительства на получение таких средств на наиболее выгодных условиях;

государственные и частные инвестиции в проекты ПРООН.

Руководящим органом Программы является Исполнительный совет - ИС (Executive Board), состоящий из представителей 36 государств, которые избираются сроком на 3 года в ходе организационных сессий Экономического и социального совета. Решения ИС принимаются на основе консенсуса. В течение года проводятся одна ежегодная и три регулярных сессии. Главным должностным лицом ПРООН является Администратор, который назначается Генеральным секретарем ООН после соответствующих консультаций с членами ИС. Его назначение сроком на 4 года утверждается Генеральной Ассамблеей. Исполнительный совет представляет доклады ЭКОСОС и через его посредство Генеральной Ассамблее. Совет рассматривает и утверждает проекты и программы, распределяет средства, разрабатывает общие руководящие принципы и директивы для ПРООН в целом и для регулярных программ технического сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: