Выставки художников в Манеже

(в извлечениях)

Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники моей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины к другой, то возвращался назад, и все окружавшие его люди тут же услужливо пятились, наступая друг другу на ноги. Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.

- Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! – с каждым словом его голос становился визгливее.

Начав с портрета девушки А. Россаля, Хрущев стремительно направился к большой композиции Л. Грибкова «1917 год».

- Что это такое? – спросил Хрущев. Чей-то голос сказал:

- 1917 год.

- Что за безобразие, что за уроды? Где автор?

Люциан Грибков вышел вперед.

- Вы помните своего отца? – начал Хрущев.

- Очень плохо. Его арестовали в 1937г., а мне было мало лет.

Наступила пауза.

- Ну, ладно, это неважно, но как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует.

Это доказательство так на него, очевидно, подействовало, что он побежал дальше, почти не глядя на картины…

- Ну, ладно, - сказал Хрущев, - а теперь рассказывайте, в чем тут дело.

Я говорил обычными словами, которыми стало принято объяснять живопись. Хрущев слушал молча, наклонив голову. Он, похоже, успокаивался. Никто нас не прерывал, и чувствовалось, что еще 5 – 10 минут, и вся история кончится. Но этих минут не случилось. Посередине моего достаточно долгого объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взорвался:

- Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах – почему их не видно?

И тут же ему стало не по себе, и он вежливо добавил:

- Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!

Белютин Э.М.Хрущевв Манеже // Дружба народов. – 1990. - №1. –С. 139 – 142.

Методические указания к документу:

1. Укажите на противоречия политики «оттепели» в культуре.

2. Как Вы думаете, почему выставки художников – абстракционистов в конечном итоге были разогнаны? О чем это свидетельствует?

Документ № 30

ЗАПИСКА СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС Л. Ф. ИЛЬИЧЕВА И

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ

ОТДЕЛОМ ЦК Д. А. ПОЛИКАРПОВА

(в извлечениях)

19.12.1964

В последнее время выявились неверные тенденции в истолковании политики партии в оценке явлений художественной жизни. Некоторые работники литературы и искусства ставят под сомнение ленинские принципы руководства литературой и искусством...Некоторые поэты на открытых вечерах выступают с чтением неопубликованных стихов (Б. Окуджава).

Нездоровые тенденции проявляются в работах отдельных художников и искусствоведов (Э. Белюжна, Н. Адронов, В. Костин)...Отдельные работники киноискусства видят главную задачу не в утверждении нового, а в обличении отрицательных явлений, стремлении выдвинуть в качестве ведущей - “лагерную тему”...Нельзя не обратить внимания на факты хождения по рукам рукописей неопубликованных произведений, содержащих клеветнические выпады против политики партии в различных областях, в том числе, в литературе и искусстве. Некоторая часть рукописей попадает заграницу, где используется буржуазной пропагандой для раздувания антисоветской пропаганды.

Глазами Агитпропа // Источник. Вестник архива Президента Российской федерации.1997. - №4. - С 147.

Методические указания к документу:

1. Укажите на противоречия между официальным курсом развития культуры и тенденциями культурной жизни начала 1960-х гг.

2. Выясните, какие опасения по поводу последствий культурной либерализации изложены в тексте документа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: