Primum ne medio, medium ne discrepet imo. Hor. [26]
§ 1. Другой род описаний – повествования – те же описания, но только не предметов физических или нравственных, а действий или происшествий кратких, отдельных. Напр.: сражение – единоборство – буря – смерть героя – пример великодушия – храбрости и пр. Или происшествия басен: с Волком и Ягненком; с Лисицей и Козлом и пр.
Примеч. Описания и повествования, в обширном смысле, суть два способа изложения почти одинаковых предметов, почти одинаковым образом, и обнимают многие виды сочинений, о чем увидим в Частной реторике. Но для начинающих повествование есть рассказ о каком-либо действии или происшествии.
§ 2. Повествование должно иметь те же три главных свойства, какие видели мы в описаниях, то есть: единство действия, простоту рассказа и интерес. Sit simplex et unum[27].
Примеч. Единство требует, чтобы действие было одно, отдельное, не смешанное с другим. Два разных действия вместе уничтожают интерес. А простота рассказа состоит в краткости, ясности и правдоподобии.
|
|
§ 3. Повествование также имеет и три главные части, какие видели мы в описаниях, то есть: начало, или приступ; средину, или завязку (затруднения, препятствия, сомнения, неизвестность); и конец, или развязку (удовлетворительное окончание дела.)
§ 4. Начало, или приступ повествования, подобно началу описаний: начинают обращением к предмету, временем, местом и случайностями, или общею мыслию, заключающею силу повествования; или краткою нравственною истиной, для которой повествование служит доказательством или примером. Иногда описанием повествующего лица.
§ 5. Средина, или завязка, заключает рассказ действия, или происшествия, все затруднения, препятствия, словом, все происшествие или действие. Она составляет вторую часть и может делиться на многие части.
Происшествие, в отношении к человеку, зависит от случая, происходит без намерения, без воли его, а действие всегда предполагает волю человека и цель его. Напр.: Шел и упал – происшествие, но когда решился встать и встал – действие.
§ 6. Расположение средины повествования так, как и в описаниях, должно следовать степеням интереса. Но сей интерес увеличивается от искусства рассказывать, от знания, что сказать прежде, что после, и о чем не говорить до известного времени, и от участия, какое принимает в рассказе сам повествователь.
§ 7. Главное правило при расположении повествований: следовать времени, или естественному ходу происшествия (что за чем следовало), дабы усилить занимательность развязки, или конца действия.
§ 8. Конец, или развязка повествования, должна совершенно удовлетворять началу и средине. (Primum ne medio, medium ne discrepet imo. Hor. [28]) – Развязка составляет и конец практического упражнения. Но иногда после развязки оканчивается повествование какою-нибудь нравственною мыслию, или высокою и занимательною истиной, или описанием повествовавшего лица.
|
|
§ 9. Соединять повествование с описанием еще полезнее, еще занимательнее и приятнее для начинающих упражняться в сочинении. Место, время, и лица описываются, а действие повествуется, и красотою описаний возвышается занимательность рассказа.
Примеч. Сии практическая упражнения имеют ту выгоду, что, раскрывая чувствования и мысли, пробуждают в душе какую-то деятельность мыслить и изобретать, которая необходима для упражнений второго рода, то есть для рассуждений.
§ 10. Но ничто столько не важно при сих первых опытах, как верное направление вкуса. (Ne quid nimis?[29]) Должно избегать крайностей, всего чрезъестественного, странного, дикого... Должно следовать законам природы, рассудка, нравственного чувства и общих приличий.
XVIII.