§ 130. Драматический разговор представляет в действии происшествия и лица. Он получил бытие и название от драматической поэзии – новейшее изобретение.
Слово драматический (от δράω – δράμα; ago – actio; действую – действие) значит все представляемое в действии и есть общее название всей драматической поэзии, т. е. трагедии, комедии и пр., и самого разговора.
§ 131. Содержанием драматического разговора бывает не истина, а происшествие, занимательное само по себе или по лицам.
§ 132. Цель драматического разговора двоякая: а) если действие занимательно, то оживить его и сделать еще занимательнее; б) если занимательны лица, то привести их в такое положение, чтобы каждое слово их возбуждало интерес и любопытство.
Часто одно слово, одно движение, само молчание интересного лица производит сильное действие.
§ 133. Расположение драматического разговора вообще требует естественного хода происшествия и, судя по двоякой цели, бывает двояким образом. Располагают происшествие так, чтобы оно, соображаясь с местом, временем и лицами, имело всю возможную занимательность. Или располагают так, чтобы лица могли показать в полном свете свой характер.
|
|
§ 134. Достоинство драматического разговора состоит в выборе предметов, лиц, их положения и в искусстве оттенять характеры и выдерживать их с начала до конца. – Servetur ad imum „Qualis ab incepto processerit, et sibi constet“. Hor. [80].
§ 135. Но если характер не выдержан, если происшествие не представлено во всей занимательности, если самый язык не имеет ни живости, ни быстроты, ни благородства, то разговор теряет достоинство.
§ 136. Драматический разговор отличается от драмы тем, что представляет одну только картину происшествия и лиц, почти без всякой завязки и развязки. Но он имеет ту выгоду перед повествованием, что возбуждает такое же любопытство, как и драма.
§ 137. Драматические разговоры бывают отдельные и в связи с повествованием или описанием. Отдельные драматические разговоры пишутся иногда для торжественных случаев. Напр.:
„Разговоры о физических и нравственных предметах“ все писаны и говоре-
ны на торжественных актах Московского университетского благородного пансиона. Москва, 1800 г. in 8º, 2 части.
§ 138. В связи с повествованием и описанием драматические разговоры очень употребительны, особенно в повестях, в романах и даже в письмах.
§ 139. Разговоры как в повествовании, так и в описании составляют чрезвычайный интерес и придают разнообразие, живость и занимательность.
XVI.