Повествования и описания

§ 170. Повествование (narratio) говорит о том, что было. Оно не есть рассуждение, ибо почерпается не из заключения ума, а из событий, но легко соединяется с рассуждением и тогда называется прагматическим.

Слово прагматический (от πράγμα – дело, действие) значит что-то деятельное, действительное, соединенное с рассуждением. Например, прагматическая история.

§ 171. Описание (descriptio) представляет то, что есть. Оно также почерпается не из умствований, а из натуры, но не есть повествование, хотя очень легко с ним соединяется и украшает его.

Вот первые понятия сих слов: повествовать значит говорить изустно, просто, без труда, следуя памяти. – Описывать значит излагать на бумагу, обрабатывать и, кажется, не одною памятью, но принимая в союз и воображение.

§ 172. Повествование прилично воспоминанию прошедшего, описание – чувствованию настоящего. Первое, кажется, издает звуки вдали, второе рисует предмет перед очами (прибавл. 28).

28. Повествование для ума – то, что музыка для слуха; описание для сердца – то, что живопись для зрения.

Например, битва Куликовская в „Истории“ Карамзина (т. V, с. 67, и след.) есть повествование, воспоминание прошедшего. Та же битва в „Дмитрии Донском“ Озерова (дейст. V, явл. 2) есть описание, чувствование настоящего.

§ 173. Философы утверждают: „Повествование изображает происшествия во времени (собственно в прошедшем), а описание представляет перемены в пространстве,которые оно, по противоположности повествованию, являет в настоящем виде“.

§ 174. Существенная разность между повествованием и описанием состоит не в пространстве и времени, а в самом способе изложения. т. е. повествование всегда говорит уму хладнокровно, с точностию, с беспристрастием. (Incorruptam fidem professis nec amore quisquam, et sine odio dicendus est.) Описание представляет воображению тот же предмет, но с большею живостию, с участием, с некоторым чувством, иногда с жаром: mox narrat facundia praesens. Hor. [82] (прибавл. 29).

29. Философы хотят, чтобы им верили. Прозаикам велит сердце сомневаться, но мы заметим, что повествование с описанием суть действительно два способа изложения почти одинаковых предметов, почти одинаковым образом.

§ 175. Слог тому и другому приличен средний (см. Общ. рет., разд. XXVI). Но повествование больше приближается к слогу разговорному, философскому, простому, а описание больше – к возвышенному,к ораторскому и даже поэтическому, допуская некоторые украшения, а иногда и вымыслы. Напр.:

Поход Оскольда на Царьград в „Истории“ Карамзина (т. I, с. 117) есть беспристрастное прагматическое повествование, но „Оскольд“ М. Н. Муравьева
(т. III, с. 273) есть прекрасное описание. Жаль, что оно не окончено.

§ 176. Содержанием повествований и описаний бывают: события мира – царства натуры – судьба народов; одной державы – одно
происшествие – жизнь, деяния великого мужа – участь науки, искусства; и, наконец, происшествия, занимательные только для сердца.

Происшествия, занимательные для сердца, бывают истинные и вымышленные. Вымышленные, по-видимому, должны бы относиться к поэзии, но если они заимствуют и язык, и средства прозы; если самый вымысел не гениальный, но обыкновенный, то они, без сомнения, столько же принадлежат поэзии, сколько прозе (повести, романы).

§ 177. Цель повествования должна быть нравственная. Всякая повесть, всякое описание есть урок познания, добродетели или гибельное явление страстей. Внимая им, мы учимся любить добродетель, страшиться порока.

§ 178. Расположение повествования вообще следует порядку вещей, ходу происшествий, течению времени и пр. (см. Общ. рет., разд. XVII, §§ 6, 7) и соображается с предположенною целию. До-
стоинство
повествования вообще заключается в истинном и правильном изложении предмета и в приличном слоге (прибавл. 30).

30. Повествователю – сверх общих качеств писателя – необходима память происшествий и имен, а иногда и память местная.

§ 179. Повествование с описанием есть род. Виды их: 1) характе-ры, 2) некрологи, 3) анекдоты, 4) летописи, 5) жизнеописания, 6) по-вести, 7) романы, 8)и, наконец, история и все ее отрасли.

Из всех сих видов к описанию относят естественную историю, землеописание, статистику, романы и отчасти повести. Прочие виды причисляют к повествованию, но повествование с описанием почти неразлучно и представляют прекрасный союз памяти с воображением, ума с сердцем.

XX.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: