Цикл исследования проблемы, именуемый «Системная технология вмешательства», ориентирован на преимущественное использование формальных методов исследований.
Агрегированная модель СТВ-цикла, как указывается в работе [50], состоит из трех пересекающихся с некоторым наложением фаз или стадий исследования проблемы:
диагностики,
проектирования
осуществления (внедрения).
Каждая стадия содержит несколько этапов, которым соответствуют определенные задачи, техники и методы исследований. На рис. 5.1 приведена развернутая модель СТВ-цикла, составленная с учетом рекомендаций из работы [50].
Рис. 5.1. Модель СТВ-цикла для исследования проблемы
Отличительная особенность СТВ-цикла относительно классического состоит в следующем:
а) работа над проблемой ведется в интерактивном (диалоговом) режиме с возможностью неоднократного пересмотра решений на этапах, в ходе которых перепроверяются и корректируются промежуточные результаты;
б) решение проблемы рассматривается как итерационный процесс, позволяющий не только проектировать и сравнивать варианты решения проблемы, но и оценивать различные ее постановки и разработанные стратегии.
|
|
Интерактивный режим предполагает многовариантную и многоцелевую проработку ИМА с активным вмешательством заказчика проекта СТВ и использованием диалоговой или человеко-машинной системы. Вводом диагностики в качестве первой стадии цикла делается акцент на неопределенности и неоднозначности оценки сложившейся бизнес-ситуации в организации и на необходимости выбора из «беспорядка» проблем наиболее актуальной на данный период времени.
Стадии исследования проблемы по СТВ-циклу:
1. Для того чтобы понять образуемый круг проблем, потребуется сформировать дескриптивную модель исследуемой системы (объекта), составить список проблем и выявить их природу, установить патологию (негативные отклонения и их закономерность) и противоречия в управлении. Диагностика завершается ранжированием проблем и, в соответствии с его результатами, постановкой и структурированием проблемы, принятой для разработки (см. табл. 5.2).
2. Вторая стадия исследования проблемы, на которой выстраивается будущее состояние, во многом совпадает по форме с этапами II—IV классического цикла разработки проблем. В то же время понятие «проектирование ИМА» указывает на то, что по каждому варианту СТВ делается системная проработка, он рассматривается как проект, включая и экономическую оценку.
Возможности каждой альтернативы технологии вмешательства устанавливаются экспериментальным путем, как правило, математическим или имитационным моделированием. Результатом стадии проектирования служат обоснование выбора системной технологии вмешательства в функционирование организации и переход к разработке плана ее внедрения. Внедрению предшествует этап тестирования, на котором подтверждается эффективность найденного решения.
|
|
3. Существенное отличие СТВ-цикла от классического связано с третьей стадией, когда предполагается вмешательство в технологию управления для перевода системы в состояние устойчивого режима функционирования или на новую стадию развития.