1. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. [Электронный ресурс]: ttp://www.folkuniversity.ru/books/nastolnaya_kniga_praktikuyusch/
2. Морозов В.Э. Особенности курса педагогической риторики для специальности «Профессиональное обучение». [Электронный ресурс]: http://www.engectver.ru/Konferenciya/3s/morozov.php
3. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2001.
Тема 3. Исторические этапы развития риторики. Риторика в Древней Греции и Древнем Риме. Риторика в России ХVII-ХХ в.в.
Лекция – 1 час, практические занятия 4 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие риторики в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Античные авторы об ораторском искусстве и идеале оратора.
3.Развитие риторики в России. Учебники риторики ХVII I-ХIХ в.в.
Понятия: античная риторика, софизмы, софистическая риторика
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте основные направления в античной риторике (софисты, учение Платона).
2. Сформулируйте основные положения теории Аристотеля о риторике.
3. Охарактеризуйте деятельность выдающихся ораторов древности (софисты, Демосфен, Цицерон).
|
|
4. Охарактеризуйте взгляды на риторику М.В. Ломоносова.
5. Составьте небольшое выступление на тему «Выдающиеся ораторы прошлого» (на выбор).
Базовый учебник
Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник для вузов. – М.: Велби, 2008.
Раздел 2. Этапы подготовки выступления и разделы риторики
Лекции 9 часов, семинарские занятия 14 часов
Тема 4. Инвенция (изобретение)
Лекция – 2часа, практические занятия 2 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Выбор и анализ темы, выработка концепции.
2. Использование топов для развития темы.
3. Образ аудитории. Учет социально-демографических, социально-психологических др. признаков в процессе подготовки выступления.
Понятия: инвенция, топ, топика, образ аудитории.
Контрольные вопросы и задания:
1. Какие трудности может вызвать у оратора выбор и формулировка темы?
2. Перечислите основные топы, как они могут быть использованы при разработке темы в различных типах текста (описание, повествование, рассуждение).
3. Какие особенности аудитории необходимо учитывать при подготовке выступления.