Умберто Эко (Род. 1932)

Итальянский философ, семиотик, писатель, литературный критик, специалист по средневековой эстетике. Профессор Болонского университета.

Основные философские сочинения: «Трактат по общей семиотике» (1975), «Проблема эстетического у Св. Фомы» (1956), «Семиотика и философия языка» (1984), «Путешествия в гиперреальности» (1987), «Пределы интерпретации» (1990), «Поиск совершенного языка» (1996) и др. Отечественной публике также широко известен литературными произведениями – «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко», «Остров накануне» (1994), а также статьями «Заметки на полях «Имени розы»» (1983), в которых он, выступая в качестве писателя-постмодерниста, иллюстрирует многие положения постмодернистской философии и искусства.

Эко подчеркивает положение о том, что современная культура находится в состоянии кризиса, так как «порядок слов более не соответствует порядку вещей». Он вводит понятие «открытого произведения», согласно которому наше положение в мире двусмысленно и нет жесткой схемы, способной объяснить динамичную природу западной культуры. «Открытое произведение» открывает текст культуры множественности интерпретаций, меняет положение автора и читателя. Каждый читатель обладает «текстовой компетенцией», в основе которой заложена его «энциклопедия», автор изначально дает возможность различного прочтения («двойное кодирование»), и все в результате зависит от читателя, создающего свое собственное произведение, которое автор и не предполагал первоначально. «Двойное кодирование» позволяет произведению достигнуть разнообразные слои публики, содержит противоречивые послания, как революционные, так и консервативные. Именно это делает доступным явления культуры, как для интеллектуальной элиты, так и для массового читателя-зрителя.

Постмодернистская версия культуры Эко включает представление о равноправном сосуществовании Хаоса и Порядка – «Хаосмоса», положения о нестабильности, плюрализме значений. По его мнению, язык культуры лишен возможности всякого порядка, однако допускает смену кодов, выдвижение новых гипотез и включение их в схему культурных установок.

Одним из центральных понятий у Эко является «лабиринт», требующий постоянного выбора, не достроенный до конца и не подвластный рациональному пониманию. Эко выделяет три типа лабиринта – греческий или лабиринт Тесея, в котором в центре находится Минотавр и смысл его заключается в том, чтобы добраться до середины, победить Минотавра и вернуться назад, причем в таком лабиринте имеется нить Ариадны, которая не даст заблудиться. Второй тип лабиринта – это лабиринт маньеристический, в плане подобный разветвленной кроне дерева с единственным выходом. В данном лабиринте также нужна нить Ариадны, а путь находится путем проб и ошибок, и выход может быть только один. Современную культуру Эко сравнивает с третьим типом лабиринта – сеткой, или, по терминологии Ж. Делеза и Ф. Гваттари – ризомой, в которой нет ни центра, ни периферии, нет и выхода. Данная структура потенциально безгранична и является пространством догадки. Отсутствие центра дает возможность бесконечности интерпретаций и делает все культурные события ценными и достойными рассмотрения.

Работы Умберто Эко, как теоретические, так и художественные, в значительной степени послужили развитию представления о постмодернистской культуре.

Контрольные вопросы

1. Назовите характерные черты модернисткой и постмодернистской культур?

2. Что означает понятие «ризома»?

3. Выделите основные положения парадигмы постмодернизма.

4. Какие понятия, по вашему мнению, характеризуют философию Ж. Деррида?

5. Что означает понятие «номадическое мышление»?

6. Назовите основные проблемы, которые рассматриваются в философии Ж.-Ф. Лиотара?

7. Дайте характеристику философии Ж. Бодрийяра?

8. Что общего и что различно в философских воззрениях Р. Рорти и У. Эко?

Дополнительная литература

1. Барт Р. S/Z. - М., 1994.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

3. Барт Р. Мифологии. М., 2000.

4. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

5. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999.

7. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.

8. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.

9. Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998.

10. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999.

11. Делез Ж. Ницше. СПб., 1992.

12. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.

13. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., СПб., 1998.

14. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.

15. Деррида Ж. Эссе об имени. СПб., 1998.

16. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

17. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000.

18. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция одного научного мифа. М., 1998.

19. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструкция, постмодернизм. М., 1996.

20. История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвертая: философия 20в.). М., 1999.

21. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

22. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.

23. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marguinem 93. Ежегодник. М., 1994.

24. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

25. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

26. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

27. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996.

28. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

29. Руднев В.П. Словарь культуры XX в. М., 1999.

30. Танатография Эроса. СПб., 1994.

31. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

32. Фуко М. Забота о себе. Киев, М, 1998.

33. Эко У. Имя розы. СПб., 1999.

34. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. СПб., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: