Групповые: | Индивидуальные | |||
Дискуссионные: - Дискуссия - Кейсстадии - Дебаты - Мозговой штурм - Круглый стол - Интеллектуальная разминка | Игровые: - Ролевые - Деловые - ОДИ - Контригра - Психодрама - социодрама | Социально-психологический тренинг: Сензитивности Креативности Тренинг личностного роста | Психолого-педагогический | - Тренировка - Выполнение практических задач |
Групповая дискуссия. В гр.диск-ии происходит сопоставление информации, мнений, идей и предложений ее участников. Цель – анализ или решение проблемы.
Ход дискуссии:
1. Подготовка дискуссии: - определение состава участников (15чел); -регламент (продолжительность); -исключение помехов; -технич обесп Е чение (проверка исправности); - обеспеч пространства (≠круглый стол); - знакомство.
2. Обозначение темы и цели диск-ии;
3. Сбор информации (мнения, суждения);
4. Упорядочивание инф-ии;
5. Итоги.
Технологии и эффекты групповой дискуссии
Основные стратегии ведения дискуссии:
1. Свободное ведение дискуссии
|
|
- Относительная пассивность ведущего, минимальное вмешательство
- Ведущий не ставит задачи, цели, не формирует вопросы, всё это делает группа
- Участники подходят к осознанию того, что решить поставленный вопрос можно только через активность группы
(сложна в реализации)
2. Программированное ведение групповой дискуссии. У ведущего чёткий план с темами для обсуждения и способами их проработки.
3. Компромиссная форма ведения дискуссии
Эффекты дискуссии
1. Сиюминутный результат
2. Отсроченный результат после групповых занятий
3. Эффект – склонность к риску. Групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальное.(Дж. Стоун 1961год)
4. Огрупление мышления – на принятие группового решения влияет «групповой дух»(И.Джанис) который обозначает высокую степень включённости в систему групповых представлений и ценностей, мешающую принятию правильного решения. Правильное решение приносится в жертву единодушию группы. На данный эффект влияют:
- высокая сплочённостьгруппы
- ярко выраженно чувство «мы»
- изоляция группы от альтернативного источника информации
5. эффект поляризации группы. Противоположные мнения в ходе обсуждения обнажаются или вызывают принятие или отвержение большинством участников группы. Промежуточные мнения не учитываются.
6. Доминирование высокостатусных индивидов.
Мозговая атака [англ. brain storming — мозговой штурм] брейнсторминг, «мозговой штурм»— методика стимуляций творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей. (Ярошевский его определение)
|
|
Этапы:
1.формирование проблемы, обоснование задачи для поиска решения, доведение для участников правил работы в группе, формирование экспертной группы и создание нескольких рабочих групп(3-7человек)
2. тренировочная разминка
3. непосредственный штурм поставленной проблемы, генерирование идей одновременно во всех группах(эксперт в группах фиксирует выдвигаемые идеи)
4. сообщение ведущему результатов атаки, обсуждение итогов работы групп, систематизация, обоснование и публичная защита идей, выступление эксперта и принятие решения о лучших решениях проблемы.
Правила мозг.штурма:
1 во время процесса нет начальников, нет подчиненных, нет новичков и старичков. Есть ведущие и участники, т.е. никто не претендует на особую роль;
2 мозговой штурм требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения, и любая такая идея должна встречаться с одобрением;
3 если процесс в целом не поддается решению, то нужно решить проблему по составным ее элементам и отдельно порассуждать.