Статистика мирового туризма

Проблемы статистического учёта являются центральными в исследованиях туризма. Исследование международного туризма требует количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные.

Статистика международного туризма использует разные формы сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через отчётность или посредством специально проводимых обследований.

1.Статистическое наблюдение через отчётность.

В данном случае статистические сведения получают от предприятий, учреждений, организаций по установленным формам в определённые сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учёта они заполняют отчётность и передают её в органы статистики. Именно отчётность содержит основную массу сведений о туризме.

В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания может быть получена из отчётности иммиграционных служб или средств размещения. В настоящее время около 60 стран мира регистрируют туристов на границе и 40 в средствах размещения.

Учёт на границе ведётся посредством иммиграционного контроля при въезде в страну и выезде их неё. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы – въездные (выездные) карточки, а так же заграничные паспорта и визы. Они содержат сведения о возрасте и поле туриста, стране его проживания и стране назначения, цели, сроках поездки. Но в них нет информации о местах посещений туристами, продолжительности пребывания, размещения. Поэтому, кроме учёта на границе, применяется другой метод статистического наблюдения – регистрация прибытий в средствах размещения. Он удачно дополняет пограничную статистику. Данные, собираемые в ходе статистичеких наблюдений в отелях и иных средствах размещения, позволяют судить о распределении прибытий по районам страны, выявить предпочтения международных и внутренних туристов при выборе типа размещения, а так же контролировать загрузку гостиничной базы.

Туристы заполняют гостевые карточки, затем из них все сведения переносятся в книгу регистрации прибытий и дублируются в книге загрузки номерного фонда.

Туристские доходы и расходы, как и физические туристские потоки, учитываются разными способами. Стоимостные показатели международного туризма могут быть получены из соответствующих форм отчётности предприятий индустрии туризма или банковской отчётности. Банковский метод состоит в сборе информации о валютных операциях, совершаемых межд. туристами.

2.Специально организуемые наблюдения в туризме.

Они обычно организуются в виде обследований. Проведение обследований должно обеспечить полноту получаемых сведений, их достоверность, единобразие, своевременность и сравнимость. Сбор данных осуществляется по заранее разработанному плану. В нём ставится цель, выделяются объект и единицы наблюдения, содержится программа обследования.

При планировании любого статистического наблюдения прежде всего точно формируется его цель. Наиболее распространённой целью туристских обследований является установление числа прибытий (выбытий для выездного потока) по отдельным странам, определение состава посетителей по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования и т.д. Особое внимание уделяется характеристикам самой поездки: месту назначения, расстоянию, виду транспорта, продолжительности пребывания, типу размещения.

Одновременно с выбором цели выделяется объект наблюдения, т.е. та совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены.

После определения объекта и единицы наблюдения разрабатывается программа статистического наблюдения, т.е. перечень тех вопросов, на которые должны быть получены ответы. Необходимо решить, какие вопросы следует задавать респонденту, в какую форму их облекать и в какой последовательности ставить.

При планировании статистического наблюдения решается вопрос о субъекте наблюдения, т.е. о том, кто будет осуществлять сбор первичных данных. В одних случаях – это органы статистики со своими кадровыми работниками, в других – широкий круг общественности, который может быть задействован наряду со специалистами-статистиками.

Так же плане оговариваются сроки и место обследования. ВТО рекомендует все 12 месяцев сгруппировать по туристским сезонам, затем из каждого сезона выбрать по 1 месяцу.

Статистика международного туризма включает 2 основных раздела: статистику туристских потоков и статистику туристских доходов и расходов. Важнейшими показателями туристских потоков является количество прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания.

Статистика прибытий (отбытий) содержит количественное описание туристских потоков в мире. Статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.

С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа (386 млн. прибытий в 1999 г.). Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а так же жителей США и Канады. Вторую позицию долгие годы прочно удерживает Америка (9127 млн прибытий в 1999 г.). Европа и Америка, прежде всего Северная, являются ключевыми туристскими регионами. На них приходится четыре пятых всех прибытий в мире.

За прошедшие десятилетия наиболее динамичным был азиатско-тихоокеанский регион (АТР), в котором средние многолетние темпы роста числа прибытий в 9 раз опережали среднемировые. В 1999 г. – 94 млн. поездок.

В 21 в. территориальная структура межд. туризма будет продолжать меняться при сохранении прежних тенденций развития. по прогнозам ВТО на 2020 г. Европа удержит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма. АТР выйдет на 2 место. Америка будет замыкать тройку лидеров.

Количество прибытий (отбытий) служит основным показателем, характеризующим турдвижение. По данным ВТО, на 100 человек приходится в среднем 10 поездок.

Наряду с количеством прибытий (отбытий) в статистике туристских потоков используется другой показатель – продолжит. пребывания. Он измеряется в часах для однодневных поездок и ночёвках для посещений-пребываний.

В зависимости от продолжит. пребывания (числа ночёвок) выделяют несколько сегментов рынка путешествий. Краткосрочные поездки (1-3 ночёвки) предпринимаются для отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни, а так же. с деловыми целями. Во вторую группу (4070 ночёвок) входят поездки с разными мотивами, осуществляемые преимущественно во время дополнительного отпуска. Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. Среднесрочные поездки (8-28 ночёвок) посетители совершают, находясь в продолжительном отпуске, главным образом для отдыха. И поездки 29-91 и 92-365 ночёвок относятся к долгосрочному туризму. Часть лиц, прежде всего экономически неактивных, предпринимают их для отдыха, развлечений и лечения, другая – с деловыми и профессиональными целями.

Статистика туристских доходов и расходов содержит стоимостные оценки туризма, необходимые при изучении его влияния на национальную экономику., а так же для характеристики секторов самой индустрии туризма.

Тур. расходы прямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются в системе национальных счетов.

Тур. расходы – это общая сумма потребительских расходов, которые несёт посетитель или от его имени любое др. лицо при подготовке и в ходе поездки, а так же во время пребывания и в пункте назначения.

Выделяют внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране, и международный выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной – с поступлениями от международного туризма.

Величина и структура расходов туристов во время отпуска зависят от ряда обстоятельств:

· страна происхождения туриста.

· район и место отдыха.

· тип размещения.

· продолжительность отдыха.

· время отдыха.

В 1998 г. межд. тур. расходы составили 400 млрд. американских долл. Большая часть приходится на Европу. На 2 месте Америка, затем АТР Основные расходы на международный туризм, по данным ВТО, несёт население индустриально развитых стран: США, Германии, Великобритании и Японии.

Поступления от международного туризма концентрируются в группе развитых стран Сев. Америки (США и Канада) и Зап. Европы (Франция, Великобритания, Германия), средиземноморских (Италия, Испания) и альпийских (Австрия, Швейцария). На их долю приходилась в 1998 г. половина всех поступлений.

Контрольные вопросы:

1.Назовите основные этапы развития туризма.

2. Перечислите основные факторы развития туризма после Втиорой мировой войны.

3. Из каких основных функций складывается эффективность туризма?

4. В чём заключается концепция устойчивого развития туризма?

5.Как осуществляется статистическое наблюдение в туризме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: