а) Содержательно-смысловой анализ программных документов и методической литературы
I. Изучите теоретический материал по проблеме обучения иноязычному говорению и представьте его в виде кластера (интеллектуальной карты, структурного дерева).
II. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов, используя рекомендованную литературу:
- Дайте определение следующих понятий: «диалогическая речь», «монологическая речь», «реплика», «диалогическое единство», «сверхфразовое единство», «диалог-образец», «микродиалог», «полилог».
- Каково место данного вида речевой деятельности в процессе обучения иностранному языку сегодня?
- С какими трудностями сталкивается учитель при обучении диалогу и монологу? Каковы возможные пути преодоления этих трудностей?
- Что вызывает затруднения у учащихся при овладении иноязычным речь говорением?
- Каковы основные отличительные черты монолога и диалога (психологические, лингвистические, структурные)?
- Какие разновидности монолога и диалога вы знаете?
|
|
- Какие стратегии обучения используются в обучении диалогической и монологической речи?
- Что лежит в основе порождения речи и как создать речевую ситуацию на уроке? Какие компоненты ситуации необходимо учитывать для их создания?
III. Изучите программу и заполните следующую таблицу.
Этап обучения | Диалогическая/монологическая речь | Требования к уровню подготовки |
Начальный этап 2-4 / 5-6 классы | ||
Средний этап | ||
Старший этап: - базовый - профильный |
IV. Соотнесите характеристики говорения с их формами:
выпишите номера психологических и лингвистических характеристик, соответствующих монологической, диалогической и обеим формам говорения
Формы говорения | характеристики |
a) диалогическая речь б) монологическая речь в) диалогическая речь / монологическая речь | 1.мотивированность 2.развернутость речи 3.эллиптичность 4.логико-смысловая зависимость 5.ситуативность 6.контекстность 7.двусторонний характер 8.спонтанность 9.планируемость 10.целенаправленность 11.продуктивность 12.обращенность 13.относительная свернутость 14.эвристичность 15.самостоятельность 16.клишированность 17.упрощенность 18.ненормативность 19.присутствие модальных слов междометий 20.активность 21.организованность 22.широкое использование экстралингвистических средств 23.завершенность 24.непрерывность и развернутость 25.последовательность 26.логичность 27.смысловая законченность |
V. Завершите цепочку механизмов, лежащих в основе говорения:
репродукция, выбор, ………, ………, ………..
VI. На основе изученной литературы заполните таблицу, отражающую разновидности опор
|
|
Уровни речи | Опоры |
1. Репродуктивный уровень 2. Репродуктивно-продуктивный 3. Продуктивный |
VII. Познакомьтесь с различными типологиями упражнений, представленными в методической литературе, и отразите их в следующей схеме:
а) обучение монологу
Тип упражнения | Формулировка задания | Пример |
1. Подготовительные (высказывания на уровне одного предложения - - 2.Условно-речевые/коммуникативные (высказывание на уровне СФЕ) 3.Речевые/коммуникативные (высказывание на уровне текста) |
б) обучение диалогу
Тип упражнения | Формулировка задания | Пример |
1. Подготовительные (высказывания на уровне диалогического единства) - 2.Условно-речевые/коммуникативные и речевые/коммуникативные |
VIII. Расположите в правильной последовательности педагогические действия по реализации пути «сверху» при обучении монологу:
1.разнообразные пересказы исходного текста;
2.восприятие текста на слух или с графической опорой;
3.создание нового текста монолога, при условии его относительной самостоятельности и творчества;
4. присвоение языкового материала и структурных особенностей текста;
5. понимание смыслового содержания текста.
IX. Расположите в правильной последовательности педагогические действия по реализации пути «сверху» при обучении диалогу:
1. воспроизведение видоизмененного диалога;
2. хоровое чтение за учителем/диктором;
3. восприятие текста на слух или с графической основой;
4. чтение в парах;
5. выделение вариативных частей;
6. присвоение языкового материала и структурных особенностей текста;
7. понимание смыслового содержания.
б) Практико-ориентированные задания
Задание 1. Оцените возможность подготовки учащихся к порождению собственного монолога, выберите наиболее эффективные приемы и расположите их в адекватном порядке для разработки конспекта урока на базе выбранного вами текста:
· заучивание текста-образца наизусть;
· озаглавливание текста;
· ответы на вопросы по содержанию текста;
· ответы на вопросы по идее и структуре текста;
· пересказ с опорой на план или иллюстрацию;
· пересказ текста без опор;
· постановка вопросов к смысловым отрезкам текста;
· продолжение незаконченного текста;
· разделение текста-образца на смысловые отрезки;
· расположение вычлененных частей в логической последовательности;
· сокращение текста;
· составление плана;
· составление предложений с заданными словами;
· трансформация текста-образца;
· чтение текста-образца монолога
Задание 2. Оцените возможность подготовки учащихся к порождению диалога, выберите наиболее эффективные приемы и расположите их в адекватном порядке для разработки конспекта урока на базе выбранного вами текста:
· воспроизведение диалога наизусть;
· воспроизведение диалога с подстановкой других ЛЕ;
· второе прослушивание/чтение диалога;
· заучивание диалога;
· контроль понимания;
· отработка ритмико-интонационного рисунка реплик диалога;
· первое прослушивание диалога;
· повторение реплик за диктором;
· выразительное чтение диалога-образца;
· свободное конструирование диалога по заданной ситуации в парах;
· коллективное обсуждение вариантов диалога по заданной ситуации;
· проигрывание диалога по ситуации.
Задание 3. Проанализируйте отечественные и зарубежные УМК и выпишите наиболее интересные задания для развития иноязычной речи.
Задание 4. Проанализируйте отечественные и зарубежные УМК и отметьте, какие опоры и в каком случае предлагают авторы УМК для развития умений говорения.
Задание 5. Проанализируйте видеофрагмент по обучению говорению и определите:
1. Действия учителя по организации эффективной работы на уроке;
|
|
приемы, используемые учителем для мотивации учащихся.
2. Влияние речевых установок на характер речевой активности учеников.
3. Использование различных режимов работы.
4. Опоры, предлагаемые учителем для успешного выполнения заданий.
5. Соотношение:
-речи учителя и учащихся на уроке;
-монологической и диалогической речи;
-подготовленных и неподготовленных высказываний;
-подготовительных, условно-речевых и речевых упражнений и их адекватность поставленным задачам урока;
6. Использование стратегий обучения (сверху, снизу);
7. Организация контроля умений говорения.
Задание 6. На среднем и старшем этапе обучения развитие умений устной речи строится, как правило, на основе текстов, т.е. преобладает путь «сверху». Разработайте фрагмент урока по развитию умений в говорении на основе одного из текстов, используя следующие рекомендации:
• Внимательно изучите текст (содержание, смысловые связи,
языковые средства).
• Сформулируйте проблемы для обсуждения и выпишите из
текста ключевые слова, которые вы хотели бы актуализировать в ходе обсуждения.
• Определите разновидности монологов и диалогов, которым
вы хотите обучать в данном случае.
• Определите, на каком из этапов работы с текстом вы будете их использовать.
• Решите, какие речевые ситуации — реальные, условные или
проблемные — наиболее эффективны в каждом конкретном
случае.
• Сформулируйте речевую установку для учащихся.
• Попробуйте сами выполнить задание на основе данной ситуации, представьте себе «идеальный» ответ, который вы хотели бы получить.
• В процессе собственного выполнения задания фиксируйте
свои затруднения и сомнения.
• Предположите возможную реакцию ваших учеников в аналогичной ситуации.
• Продумайте опоры для выполнения данных заданий на случай затруднения учащихся в их выполнении.
• В случае необходимости разработайте несколько подготовительных упражнений, которые, в свою очередь, могли бы
обеспечить разнообразные подсказки для учащихся и являлись бы содержательными, языковыми и речевыми опорами
при составлении монолога и диалога.
|
|
• Определите способ проверки данного задания в классе. Если это монолог, то, что во время его произнесения будут делать остальные ученики?
• По каким параметрам и критериям вы будете оценивать речь учащихся? Будут ли они совпадать с критериями современных экзаменов?