%' (по Е. М. Лубоцкой-Россельс, 1963)
Успеваемость | Заключение психоневролога о состоянии здоровья детей | |||
временная задержка психического развития | психофизический инфантилизм | астеническое состояние | повышенная возбудимость | |
Хорошая…………... Средняя…………… Слабая…………….. Неуспеваемость | 5 10 85 | 25 43 32 |
Педагог, ежедневно наблюдающий своих учеников, может и должен оказывать помощь школьному врачу в своевременном обнаружении какого-либо заболевания и его излечения. Для этого ему не обязательно знать все тонкости медицины, достаточно владеть рассмотренными выше простыми методами оценки физического развития и здоровья учащихся и быть всегда внимательным к своим питомцам. Однако начало заболевания редко проявляется сразу внешне в изменении показателей физического развития, чаще всего это можно заметить по изменению реактивности и резистентности детского организма.
Реактивность — способность организма отвечать на воздействия адекватными реакциями. Характер ответа организма определяется особенностями его функциональных процессов, поэтому на одно и то же воздействие организм может отвечать противоположными реакциями. Это свойство было замечено еще в конце XVIII в. немецким естествоиспытателем А. Гумбольдтом, который писал: «Действие всякого агента будет угнетающим или возбуждающим в зависимости от того, в каком состоянии находится тот орган, на который он действует».
|
|
В педагогической практике встречается немало ситуаций, когда одни и те же педагогические воздействия, применяемые в разное время, даже у одного и того же ученика вызывают различный эффект. Подобные случаи обусловлены изменениями реактивности организма детей и подростков. Вот почему каждое явление неуспеваемости и недисциплинированности должно внимательно анализироваться педагогом. Не следует забывать, что в их основе могут лежать биологические причины и для преодоления этих отрицательных явлений в учебно-воспитательной работе бывает необходима помощь врача.
Резистентность (от лат. resistere — сопротивляться) — устойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды. Резистентность обеспечивается специальными защитными биологическими механизмами, выработанными в процессе эволюции человека. Она характеризуется устойчивостью ребенка к действию инфекционных факторов (микробы, вирусы), переохлаждению, факторам, травмирующим психику и т. д.
Реактивность и резистентность ребенка являются биологическими свойствами, но их формирование зависит не только от наследственности. Окончательную «шлифовку» этих особенностей организма осуществляет среда.