Младенчество (рождение – 1 год): базальное доверие - базальное недоверие

По Э. Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие уче­ные называют ту же самую характеристику «уверенностью». Младенец, имею­щий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Оно не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери пере­дать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Э. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.

Причиной первого кризиса является несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Э. Эриксон также считает, что чувство недоверия усиливается тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Э. Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

Дилемма доверие — недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Как отмечает Э. Эриксон, здоровое развитие младенца не является исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, и понять, чему доверять необходимо.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие —недоверие», Э. Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры соответствии с какой-либо официальной формой религии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: