Принципы разработки ОСУ

Основные принципы построения организационных структур управления:

1. объективная и детальная разработка целей и стратегии организации

2. учет относительного значения управленческих функций

3. специализация

4. координация

5. организационный контроль

6. снижение управленческих расходов.

1. Разработка целей и стратегии организации

Смысл установления целей заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах. Основная роль организационной структуры состоит в достижении общих целей предприятия.

Современная организация - это многоцелевая система. Подразделения организации должны быть с самого начала построены, а их деятельность скоординирована таким образом, чтобы наиболее успешно выполнять функциональные цели каждой из подструктур организации и, одновременно с этим, обеспечить реализацию намеченных общих задач организации.

Программно-целевой метод построения ОСУ основан на выделении общей цели организации и дальнейшего согласования целей каждого подразделения и отдельного исполнителя с генеральной целью.

2. Учет относительного значения управленческих функций

Организация для решения задач и осуществления своей стратегии развития выполняет основные и вспомогательные функции, которые необходимы в совокупности, но различаются по степени значимости. Эти факторы необходимо учитывать при формировании организационной структуры управления для того, чтобы каждая функция соответствовала определенному управленческому уровню и подразделению.

Функции должны быть четко разграничены по управленческим единицам и выполняться сотрудниками, имеющими соответствующие знания и опыт.

3. Специализация.

Преимуществами от использования специализации при построении организационных структур могут быть быстрое и высококачественное выполнение работ и сокращение затрат.

В соответствии с особенностями целей организации различные специализации (специализированные функции) распределяются между управленческими единицами, подразделениями и должностями; определяются их полномочия, обязанности и степень ответственности, способы их коммуникации и взаимосвязи.

Необоснованное применение специализации может привести к затруднению координации отдельных подразделений, нарушению взаимо­связи, обособлению.

4. Координация.

В основе построения организации лежит горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда – определение задач, которые должна решать каждая структурная единица.

Вертикальное разделение труда – в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важные решения.

Это определяет форму ОСУ и эффективность управленческих решений.

При горизонтальном и вертикальном разделении труда следует учитывать, что деятельность по координации работы других людей и составляет суть управления. Координация имеет целью взаимодействие различных функций и препятствование их дублированию. На практике координация происходит на основе иерархической модели целей организации.

5. Организационный контроль

Принципы организационного контроля (самоконтроля) применяются на практике для выявления и исправления неточностей, допущенных при разработке организационной структуры управления, закреплении различных функций и обязанностей отдельных работников.

6. Снижение управленческих расходов.

При формировании или развитии организационной структуры управления необходимо учитывать, что любой вид организационной деятельности влечет за собой дополнительные управленческие расходы. Игнорирование этого принципа ведет к необоснованному увеличению расходов, что может стать причиной нерентабельности предприятия.

Уменьшение расходов на содержание административного аппарата должно осуществляться не за счет снижения эффективности управленческой работы, а в результате правильного и рационального формирования управленческих структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: