Порядок образования международных организаций

Международная межгосударственная организация создается на основе согласованного волеизъявления государств, зафиксированного либо в международном договоре, либо в решении уже существующей международной организации.

Порядок образования международной межправительственной организации предполагает:

1. Принятие учредительного документа;

2. Формирование структуры организации;

3. Созыв главного органа, с которого начинается функционирование организации.

Наиболее распространенный способ образования межгосударственной организации - заключение международного договора. Это предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который является учредительным документом организации. Название учредительного документа может быть различным: Устав (ООН, ОАЕ, ОАГ); Конвенция (ВОИС); Статут (Лига наций). Дата вступления в силу учредительного документа считается датой создания организации. Образование международной организации в форме принятия решения другой международной организацией осуществляется путем согласованного волеизъявления государств через голосование за учредительную резолюцию, вступающую в силу момента ее принятия. Такую форму использует ООН, в частности, при создании автономных организаций со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи (ЮНКТАД - 1964 г., ПРООН - 1965 г.).

Для формирования структуры международной организации используются специальные подготовительные органы, учреждаемые на основе отдельного международного договора или приложения к уставу создаваемой организации, либо на основе резолюции другой международной организации. В этих документах определяется состав органа, его компетенция и функции. Деятельность подготовительного органа направлена на разработку проектов правил процедуры будущих органов организации, создание штаб квартиры, составление повестки дня главных органов, подготовку документов и рекомендаций, относящихся к вопросам повестки дня. Такова практика образования ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др.

Созыв главных органов и начало их функционирования завершают формирование организационной структуры организации.

Государства, не являющиеся членами международных организаций, могут посылать своих наблюдателей для участия в работе органов международных организаций, если это установлено правилами. Иногда могут быть аккредитованы миссии постоянных наблюдателей (ООН, ОАГ). Прекращение существования организации происходит также путем согласованного волеизъявления государств-членов — путем подписания протокола о роспуске (Варшавский договор — протокол о роспуске от 1 июля 1991 г.; СЭВ - протокол расформировании организации от 28 июня 1991 г.).

Правовая природа международных организаций определяется наличием общих целей, принципов, компетенции и интересов государств-членов, имеющих договорную основу. Государства-члены обязаны добросовестно соблюдать взятые на себя по уставу организации обязательства и следовать установленным принципам. Государства, оставаясь основными субъектами между народного права, наделяют определенной право- и дееспособностью организации, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права. Этим в лице международных организаций создается новый субъект международного права. Международные организации наделяются договорной правоспособностью, т.е. правом заключать договоры (соглашения) в рамках своей компетенции.

Компетенция международной организации определяется в ее учредительном документе и рассматривается как объект или сфера ее деятельности. В рамках своей компетенции международная организация наделяется полномочиями для выполнения возложенных на нее целей и задач. Финансовые средства международной организации складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах.

Органы международной организации образуют ее организационную структуру. Они создаются на основе учредительного документа международной организации и наделяются соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру и определенный состав; устанавливается порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закрепляется ее правовой статус. Компетенция органов не может быть изменена без согласия государств-членов.

Межправительственные органы состоят из представителей государств-членов, которым предоставляются полномочия действовать от имени правительств.

Межпарламентские органы, создаваемые главным образом в региональных организациях, состоят из участников либо избираемых населением стран-членов путем всеобщих прямых выборов (Европейский парламент), либо назначаются национальными парламентами (Парламентская Ассамблея Совета Европы). Парламентские органы обычно ограничиваются принятием рекомендаций.

Административные органы состоят из должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней.

Арбитражные, судебные органы и комитеты экспертов состоят из лиц в личном качестве - специалистов, обладающих наделенными полномочиями.

Пленарные органы состоят из представителей всех государств. Они, как правило, определяют общую политику организации и ее принципы; принимают проекты конвенций и рекомендаций; решают бюджетные и финансовые вопросы; пересматривают устав и вносимые в него поправки; занимаются вопросами, связанными с членством в организации: прием, исключение, приостановление прав и привилегий и др.

Органы с ограниченным членством создаются обычно в специализированных учреждениях ООН (МОТ, ММО, ИКАО). Они укомплектовываются таким образом, чтобы принимаемые ими решения в наибольшей степени отражали интересы всех государств, а не нескольких групп. Органы в международных организациях по функциям делятся на главные и вспомогательные по периодичности заседаний - на постоянные и сессионные. Органы в международных организациях наделяются правом принимать решении. Инициатива относительно принятия того или иного решения исходит от одного государства или от групп государств; от органов или должностных лиц.

Решающим для принятия решения является голосование. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. Простое и квалифицированное большинство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное большинство требует учета всего количества членов органа, относительное большинство - только присутствующих и голосующих «за» или «против». В практике деятельности международных организаций все большее распространение в современных условиях получила процедура принятия решений на основе консенсуса. Для консенсуса характерен путь согласования позиций государств-членов органа на основе учета мнений и интересов всех и при общем согласии. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: