Техническую эксплуатацию индивидуальных автомобилей определяют форма собственности и следующие особенности использования.
1. Более низкая, чем у коммерческих автомобилей, интенсивность эксплуата
ции. Так, среднегодовой пробег индивидуальных легковых автомобилей в России -
9-10, в том числе иномарок - 12-13; в Швеции - 14—15; в США - 17-19 тыс. км.
2. Значительная сезонная неравномерность использования автомобилей, дости
гающая в России 50% и более.
3. Парк индивидуальных автомобилей в большинстве стран мира имеет зна
чительный средний возраст и отягощен автомобилями с большим сроком службы.
Например, в России средний возраст индивидуальных легковых автомобилей со
ставил (1999 г.) 9,7 лет, в том числе семейства ВАЗ - 9,4; "Москвич" - 9,8; "Волга" -
9,1; Иж - 12,3; УАЗ - 8,6; иномарки - 11 лет. Средняя наработка с начала
эксплуатации парка легковых автомобилей, согласно оценкам, составляет 100-
105 тыс. км, в том числе отечественные автомобили - 95-100; иномарки - 133-
137 тыс. км. Средний возраст легковых автомобилей США за последние 20 лет
увеличился более чем в 1,5 раза и составил 8,6 лет. Около 39% легковых авто
мобилей имеют наработки с начала эксплуатации более 10, а 13% - более 15 лет.
Наличие в парке автомобилей большой наработки с начала эксплуатации серь-
|
|
4. Существенное снижение интенсивности использования по мере старения автомобиля. Например, годовой пробег по отношению к среднегодовому за весь период эксплуатации, свойственному данному парку (100%) в зависимости от наработки с начала эксплуатации по ряду стран (Россия, США, Швеция) составляет: до года - 172; 3 года - 122; 6 лет - 88; 9 лет - 63%. Годовой пробег индивидуальных легковых автомобилей в среднем в 2-2,5 раза ниже, чем аналогичных служебных.
5. Увеличивающийся удельный вес вспомогательного и дополнительного оборудования в затратах на ТО и ремонт, который у современных европейских автомобилей достигает в среднем 29% (27-33%).
6. Большая часть парка индивидуальных автомобилей зарегистрирована (Россия - 77%, Швеция - 85%) и используется в городских и пригородных условиях на дорогах с усовершенствованным покрытием, которые согласно принятой в России классификации относятся соответственно к III и II категориям условий эксплуатации (см. гл. 8). Средняя длина поездки индивидуальных легковых автомобилей обычно составляет в городских условиях 9-15 км. Изготовители легковых автомобилей в инструкциях выделяют так называемые тяжелые условия эксплуатации, к которым в разных странах могут быть отнесены: эксплуатация в горной местности, влажном климате; на грунтовых дорогах в условиях запыленности; при низких температурах окружающего воздуха; продолжительные периоды работы двигателя на оборотах холостого хода или малой скорости движения; работа преимущественно "на коротких" плечах - менее 8 км.
|
|
Расширяющееся использование индивидуальных легковых автомобилей в хозяйственных нуждах: перевозка в прицепе, багажнике и на съемном багажнике грузов, строительных материалов и конструкций, оборудования, бытовой техники и др.
7. Преимущественно безгаражное или в неотапливаемых гаражах и на неорганизованных стоянках хранение автомобилей, затрудняющее зимний пуск и отрицательно сказывающееся на техническом состоянии прежде всего двигателя, систем питания и зажигания, впрыска, кузова, шин и резинотехнических изделий. Например, в Швеции индивидуальный автомобильный парк хранится в основном (90%) на специальных стоянках и в гаражах, более 50% автомобилей размещаются на открытых стоянках, только 21% - в отапливаемых гаражах и 22 - в неотапливаемых гаражах с электроподогревом.
8. По индивидуальным автомобилям, как правило, отсутствует достоверная и полная информация о содержании и времени проведения работ ТО или ремонта, расходе запасных частей, качестве использованных эксплуатационных материалов и условиях эксплуатации ("история" автомобиля), так как большинство владельцев регулярно не ведет соответствующего учета. Это особенно характерно при приобретении подержанных автомобилей, удельный вес которых в большинстве стран мира остается значительным. Например, в США средняя наработка до первой перепродажи легкового автомобиля составляет 3-5 лет. В Швеции 73% купленных автомобилей составляют подержанные.
9. Большая часть владельцев индивидуальных автомобилей бережно относятся к своей собственности, но не являются водителями-профессионалами и не обладают необходимыми навыками вождения, простейшими приемами контроля технического состояния, проведения ТО и устранения отказов и неисправностей.
10. Владельцы индивидуальных автомобилей не располагают собственной
производственной базой и условиями для технического обслуживания и ремонта
автомобилей, особенно новых конструкций (впрыск, системы нейтрализации
отработавших газов, автоматическая коробка передач и др.). В лучшем случае при
наличии капитального гаража собственная "база" ограничивается канавой, набором
ных грузопассажирских и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а также автобусов малой вместимости (микроавтобусы, семейные) и автомобилей иностранного производства.