Основные категории риторики.
Фундаментальными риторическими категориями являются: Пафос — причина, страсть, намерение (эмоциональная составляющая речи); Логос — интеллектуальная часть речи и словесные средства воплощения замысла; Этос — условия этой речи, характер взаимодействия и этический образ оратора, характеризует этичесукю сторону высказывания, мормально-нравственные нормы, свойственные аудитории.
Риторика требует от говорения целесообразности и искусности. Пафос — это эмоциональное воодушевление, которое вызывает деяние. Этот творческий источник, давая импульс логосу и этосу, превращает текст в речевое действие.
Логос лежит в основании риторики как практической философии.
Единственно возможной стихией для существования личности является «логосфера». Значение слова отражает единство мышления и речи.
Язык — это путь обращения к древнейшим прототипам мышления. Прототип сохраняется в языке: слово рассказывает нам о происхождении и развитии понятия.
Мысль — это речь, обращенная к самому себе. Язык предстает как одно из важных условий формирования самосознания. Слово вбирает в себя из контекста, в который оно вплетено, интеллектуальное содержание. Мысль в свою очередь перестраивает и побуждает к развитию язык.
Речевой язык — это составляющая образа жизни и способ поведения и общения с себе подобными, это умение человека жить в обществе.
Пафос, Логос и Этос — эта триада лежит в основе риторической ответственности за сказанное, а значит, замысленное и содеянное. Отсутствие хотя бы одной из них порождает речевое действие, которое можно считать квазириторическим. Именно эти три категории задают ценностные ориентации и нормативные предписания, пронизывают собой все этапы риторического канона, делая их неразложимым универсальным актом сознательного (культурного) созидания речи.
этос- этическая сторона выступление, ее моральность и нравственность, посыл к аудитории как бы поведение оратора
пафос - украшение речи как эмоциональное так и мимическое, т.е. жесты, позы, а так же фигуры и тропы
логос - содержание речи,ее логическая основа, сам текст
Платон. Диалог «Федр» или «Горгий». Значение диалогов для риторики.
Первый и второй законы риторики
Риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля. Чем он отличается от идеала софистов?