Учебные цели:
· уметь объяснить, что понимается под полезностью, достигаемой при потреблении товара, определить предельную полезность и описать ее динамику при увеличении объема потребления товара;
· понимать смысл закона убывания предельной полезности;
· уметь формулировать правило максимизации полезности;
· уметь различать кардиналистскую и ординалистскую концепции полезности;
· представлять главные положения теории поведения потребителей, четыре предположения, лежащие в ее основе;
· знать определения кривой и карты безразличия, уметь охарактеризовать их свойства и построить на плоскости;
· понимать экономический смысл и графическую интерпретацию предельной нормы замещения одного товара другим;
· уметь строить карты безразличия для совершенных субститутов и жестких комплементов;
· представлять экономический смысл и графическое изображение бюджетного ограничения для набора из двух товаров при данных ценах и доходе потребителя;
· понимать экономический смысл наклона бюджетной линии; знать, какие факторы определяют ее положение на карте безразличия;
· уметь обосновать воздействие изменения дохода или цены одного товара на положение равновесия потребителя,
· объяснить и изобразить графически эффект дохода и эффект замещения при изменении цены.
Потребительское поведение
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги.
Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение - полезность, которая субъективна.
Полезность (U - utility) блага - это его способность удовлетворять потребности индивида, а также это то удовлетворение, которое получает индивид от потребления блага.
Существуют два основных подхода к решению проблемы соизмерения полезности различных благи их наборов: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).