Практикум. 1. Как со­от­но­сят­ся ме­ж­ду со­бой фир­мы и ры­нок


Кон­троль­ные во­про­сы:

1. Как со­от­но­сят­ся ме­ж­ду со­бой фир­мы и ры­нок?

2. Что та­кое тран­сак­ци­он­ные из­держ­ки и по­че­му без них в эко­но­ми­ке ни­ко­гда бы не поя­ви­лись фир­мы?

3. Объ­яс­ни­те, по­че­му фир­ма ста­ла гос­под­ствую­щей фор­мой ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке.

4. Чем оп­ре­де­ля­ют­ся оп­ти­маль­ные раз­ме­ры фир­мы? Где про­хо­дит гра­ни­ца ее эф­фек­тив­но­сти?

5. По­че­му су­ще­ст­ву­ет ры­нок, ес­ли фир­мы по­зво­ля­ют уст­ра­нять оп­ре­де­лен­ные за­тра­ты и фак­ти­че­ски со­кра­щать из­держ­ки про­из­вод­ст­ва? По­че­му эко­но­ми­ка не пре­вра­ща­ет­ся в од­ну ги­гант­скую фир­му?

6. По­че­му в эко­но­ми­ке су­ще­ст­ву­ют раз­ные ти­пы фирм?

7. Что та­кое ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая фор­ма пред­при­ятия, и ка­кие пра­во­вые фор­мы пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти ис­поль­зу­ют­ся в со­вре­мен­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ке?

8. По­че­му круп­ный биз­нес ча­ще все­го име­ет фор­му ак­цио­нер­но­го об­ще­ст­ва? Как управ­ля­ет­ся АО?

9. В чем пре­иму­ще­ст­ва кор­по­ра­ции по срав­не­нию с дру­ги­ми ти­па­ми фирм?

10. Ка­кие чер­ты при­су­щи го­су­дар­ст­вен­но­му пред­при­ятию? По­че­му воз­ник­ли го­су­дар­ст­вен­ные пред­при­ятия, и ка­кие функ­ции они вы­пол­ня­ют в эко­но­ми­ке?

11. Ка­кие функ­ции вы­пол­ня­ет ры­нок цен­ных бу­маг в раз­ви­тых ры­ноч­ных эко­но­ми­ках?


Задачи, тесты, ситуации

1. Какая организационная форма была бы, с Вашей точки зрения наиболее рациональной для фирм, ставящих перед собой следующие задачи:

а) создание строительного банка,

б) организация посреднической конторы по найму-сдаче жилой площади,

в) формирование промышленного комплекса по добыче и обогащению руд цветных металлов,

г) изготовление и продажа шерстяных изделий ручной вязки?

2. Какую организационную форму скорее всего будут стремиться придать своему предприятию лица, обладающие уникальными профессиональными качествами (художники, писатели, лекари, использующие нетрадиционные методы)?

3. Создавая небольшую фирму по производству тканей, Вы имеете возможность выбора организационной формы. Какую форму Вы предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешательства в дело управления фирмой со стороны других лиц?

В заданиях 4 - 7 укажите единственно верный ответ:

4. Кто является собственником акционерного общества:

а) держатели акций;

б) совет директоров;

в) президент совета директоров;

г) члены правления.

5. Какая из правовых форм бизнеса является самой распространенной по численности в странах с развитой рыночной экономикой:

а) индивидуальная фирма;

б) товарищество;

в) кооператив;

г) акционерное общество.

6. Партнер полного товарищества обязан оплачивать долги предприятия в случае банкротства из личных средств. Какой из недостатков товарищества это иллюстрирует:

а) недолговечность;

б) ограниченность финансовых ресурсов;

в) полную ответственность;

г) двойное налогообложение.

В заданиях 7 - 9 определите, верны или неверны приведенные утверждения:

7. Если для получения лицензии на производство приходится давать взятки чиновникам, то это увеличивает трансакционные издержки предпринимателей.

8. Частнопрактикующий врач не является фирмой.

9. Владелец облигаций данного АО имеет право на немедленное возвращение по его требованию денег, потраченных на покупку облигаций.


Ответы:

1: а) акционерное общество;

б) товарищество;

в) акционерное общество;

г) индивидуальная фирма, но в дальнейшем возможно преобразование в товарищество;

2. Лица этих специальностей, скорее всего, стремятся к созданию индивидуальных фирм;

3. В первом случае – форма акционерное общество, во втором – товарищество;

4.а; 5.а; 6.в;

7.в; 8.н; 9.н.


Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ


Учебные цели:

· понимать смысл категорий «технологическая эффективность» и «экономическая эффективность», уметь объяснить различие между ними;

· знать, какую связь отражает производственная функция;

· видеть различия между понятиями «краткосрочный пе­риод» и «долгосрочный период», а также различия поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;

· уметь анализировать данные об общем, среднем и пре­дельном продукте, уметь да­вать графическую интерпретацию этих величин;

· уметь объяснять, что представляют собой бухгалтерс­кие издержки и какие элементы затрат входят в вели­чину бухгалтерских издержек;

· понимать различие между явными и неявными издержками;

· уметь объяснять, что представляют собой экономичес­кие издержки, и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек;

· видеть различие между бухгалтерскими и экономичес­кими издержками и уметь определить количественную разность между ними;

· уметь объяснять, что представляет собой бухгалтерс­кая прибыль и что представляет собой экономическая прибыль;

· видеть различие между бухгалтерской и экономической прибылью;

· видеть различия между общими издержками, общими постоянными и общими переменными издержками, с одной стороны, и средними издержками, средними постоянными и средними переменными издержками – с другой;

· видеть различия между средними и предельными из­держками;

· уметь анализировать графики общих издержек, общих постоянных, общих переменных, общих средних, по­стоянных средних, переменных средних и предельных издержек;

· уметь объяснять, в чем состоит положительный и отри­цательный эффект масштаба производ­ства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: