Контрольные вопросы
1. Что такое конкуренция? Какую роль она играет в ценовом механизме рынка?
2. Как вы представляете механизм внутриотраслевой конкуренции?
3. Как вы представляете механизм межотраслевой конкуренции?
4. Чем отличается ценовая конкуренция от неценовой?
5. Что такое рыночная структура? Какими показателями она характеризуется?
6. Назовите основные признаки совершенной конкуренции. Почему изучению этой структуры уделяется такое внимание в экономической теории?
7. Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на рынок?
8. Что такое дифференциация продукта, какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
9. Чем отличаются совершенная и монополистическая конкуренция?
10. Что такое олигополия?
11. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
12. Назовите и охарактеризуйте основные виды монополий.
13. Как определяется рыночное равновесие в условиях монополии.
|
|
14. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?
Упражнения
1. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от выпуска продукции представлена в таблице:
Q | ||||||
TC |
На рынке установилась цена на уровне 10 руб. Определите:
a) оптимальный выпуск;
b) прибыль фирмы при оптимальном выпуске;
c) границу безубыточности;
d) границу ликвидации фирмы.
Решение:
а) Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии: Р = МС. Рассчитаем МС по формуле:
DТС
МС = ——
DQ
результаты занесем в таблицу:
Q | TC | MC | ATC | FC | VC | AVC |
- | - | - | ||||
6,7 | ||||||
8,5 | ||||||
Из таблицы видно, что оптимальным объемом выпуска будет Q = 3;
b) Прибыль фирмы в этом случае равна разности TR – TC при Q = 3 или 10´3 – 10 = 0;
с) границей безубыточности фирмы будет минимальное значение AТC. Рассчитаем по формуле
ТC
AТC = ——,
Q
результаты занесем в таблицу. Из таблицы видно, что граница безубыточности = min{AТC} = 10 (руб.);
d) Границей ликвидации фирмы будет минимальное значение АVС. Рассчитаем по формуле
VС TC - FC
АVС = —— = ————,
Q Q
результаты занесем в таблицу. Из таблицы видно, что граница безубыточности = min{AVC} = 4 (руб.)
2. Известна шкала спроса, с которой сталкивается монополист, производящий с постоянными предельными издержками в размере 15 руб.
Q | |||||
P |
Рассчитайте:
|
|
a) шкалу предельного дохода;
b) величину максимизирующего прибыль выпуска;
c) значение оптимальной цены для монополиста;
d) равновесную цену и равновесный объем для конкурентной отрасли, работающей в таких же условиях.
Решение:
a) Чтобы рассчитать шкалу предельного дохода, воспользуемся формулой
DТR D(P´Q)
МR = —— = ———
DQ DQ
результаты занесем в таблицу:
Q | P | TR | MR |
-5 |
b) Монополист достигает максимальной прибыли при условии МС = MR. Из таблицы видно, что это произойдет при Qm = 3;
c) Оптимальное значение Р определяем из шкалы спроса: Рm = 25;
d) Конкурентная отрасль в подобных условиях выберет равновесный объем выпуска, исходя из условия Р = МС, то есть Qc = 5, при этом равновесная цена будет Рс = 15.
Задачи, тесты, ситуации
1. О каком типе рыночной структуры говорится в каждом из следующих утверждений?
а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами.
б) Большое, количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами.
в) Однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами.
г) Определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.
д) В США 50 самых мощных компаний осуществляют 94 % выпуска различных продуктов нефтепереработки.
е) В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.
2. К какому виду монополии относится каждое из следующих утверждений?
а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции.
б) Автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав.
в) Фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.
В заданиях 3 - 5 укажите единственно верный ответ:
3. Дифференциация продукта позволяет производителям:
а) взимать за товар более высокую цену, чем в условиях свободной конкуренции;
б) устанавливать цену на товар столь же свободно, как и в условиях монополии;
в) тратить на рекламу меньше средств;
г) совершенствовать качество своих изделий.
4. Монопсония существует на рынке, когда:
а) есть всего несколько продавцов данного товара;
б) есть только один покупатель данного товара;
в) продавец устанавливает монопольную цену;
г) есть только один продавец данного товара.
5. Какой из следующих аргументов выдвигается в качестве доказательства «вреда» монополизации рынка:
а) завышая цены, монополист снижает жизненный уровень населения;
б) монополии в меньшей степени заинтересованы в эффективном использовании ресурсов;
в) монополии используют свою власть не в интересах широких слоев населения;
г) все выше сказанное.
В заданиях 6 – 8 определите, верны или неверны приведенные утверждения:
6. Совершенно конкурентная фирма самостоятельно определяет цену своей продукции.
7. Монополия порождает социальные издержки, так как издержки для общества от производства дополнительной единицы продукции выше ее ценности для общества.
8. В монополистически конкурентной отрасли каждая фирма полностью контролирует рыночную цену своей продукции, поэтому другие фирмы не влияют на устанавливаемую этой фирмой цену.
В заданиях 9 – 11 вставьте пропущенные слова в приведенные утверждения:
9. Монополиста можно охарактеризовать как («ценопроизводителя» / «ценополучателя») _______, поскольку он (прямо / косвенно) _______ определяет цену, по которой следует продавать продукцию.
|
|
10. Чем больше фирм в олигополистической отрасли, тем (легче / труднее) __________ договориться.
11. В совершенно конкурентной отрасли МС = Р. Однако в отраслях несовершенной конкуренции МС = MR, и это (больше, чем / та же / меньше, чем) ____________ цена, устанавливаемая в совершенно конкурентной отрасли.
Ответы
1: а – олигополия, б – монополистическая конкуренция, в – дуополия, г – монополия, д – олигополия, е – олигополия;
2: а – открытая, б – закрытая, в – естественная;
3.а; 4.б; 5.г;
6.н; 7.н; 8.н;
9. ценопроизводителя, прямо;
10. труднее;
11. больше, чем.
Тема 8. Ценообразование НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Учебные цели:
· знать основные характеристики и производственные функции экономических ресурсов (факторов производства);
· уметь объяснить отличия рынков ресурсов от рынков товаров и услуг;
· уметь объяснять, почему спрос на ресурсы имеет производный характер,
· представлять, что такое предельный продукт и реальная цена фактора производства, знать правило оптимального использования и уметь объяснить, как фирма определяет равновесный уровень использования фактора;
· знать правила минимизации издержек и максимизации прибыли;
· понять особенности труда как фактора производства.
· понимать, чем определяется спрос на труд;
· уметь объяснять, почему фирма, нанимая работников, сравнивает денежные выражения предельного продукта труда с рыночной ставкой труда;
· уметь объяснять, почему кривая индивидуального предложения труда имеет вид «загибающейся кривой»;
· уметь объяснять механизмы формирования заработной платы, причины ее дифференциации;
· понимать и уметь пояснить экономический смысл монопсонии на рынке труда;
· уметь охарактеризовать роль и последствия вмешательства профсоюзов в ситуацию на рынке труда;
|
|
· знать определение капитала-фактора, уметь определять субъектов рынка капитала, объект сделки;
· понимать, как происходит процесс формирования цен на рынке капитала;
· представлять, что такое ссудный процент, уметь объяснить разницу между номинальной и реальной ставкой, почему процентная ставка представляет альтернативную стоимость капитала;
· знать зависимость между объемом ссудного капитала и ссудного процента, уметь строить график предложения капитала;
· понимать, почему стоимость денег во времени различна и как определяется будущая и текущая стоимость;
· понимать экономический смысл рентных отношений;
· уметь объяснить, почему в коротком периоде предложение земли абсолютно неэластично;
· знать, как функционирует рынок землепользования, каким образом достигается равновесие на нем;
· знать, что такое дифференциальная рента, как она образуется;
· понять, в чем различие между рентой и ценой земли, как рассчитывается цена земли.