Практикум. 1. Что такое конкуренция


Контрольные вопросы

1. Что такое конкуренция? Какую роль она играет в ценовом механизме рынка?

2. Как вы представляете механизм внутриотраслевой конкуренции?

3. Как вы представляете механизм межотраслевой конкуренции?

4. Чем отличается ценовая конкуренция от неценовой?

5. Что такое рыночная структура? Какими показателями она характеризуется?

6. Назовите основные признаки совершенной конкуренции. Почему изучению этой структуры уделяется такое внимание в экономической теории?

7. Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на рынок?

8. Что такое дифференциация продукта, какую роль она играет в фор­мировании рынка монополистической конкуренции?

9. Чем отличаются совершенная и монополистическая конкуренция?

10. Что такое олигополия?

11. Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?

12. Назовите и охарактеризуйте основные виды монополий.

13. Как определяется рыночное равновесие в условиях монополии.

14. Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрица­тельный наклон?


Упражнения

1. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек фирмы от выпуска продукции представлена в таблице:

Q            
TC            

На рынке установилась цена на уровне 10 руб. Определите:

a) оптимальный выпуск;

b) прибыль фирмы при оптимальном выпуске;

c) границу безубыточности;

d) границу ликвидации фирмы.

Решение:

а) Совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль при условии: Р = МС. Рассчитаем МС по формуле:

DТС

МС = ——

DQ

результаты занесем в таблицу:

Q TC MC ATC FC VC AVC
    - -     -
             
             
            6,7
            8,5
             

Из таблицы видно, что оптимальным объемом выпуска будет Q = 3;

b) Прибыль фирмы в этом случае равна разности TR – TC при Q = 3 или 10´3 – 10 = 0;

с) границей безубыточности фирмы будет минимальное значение AТC. Рассчитаем по формуле

ТC

AТC = ——,
Q

результаты занесем в таблицу. Из таблицы видно, что граница безубыточности = min{AТC} = 10 (руб.);

d) Границей ликвидации фирмы будет минимальное значение АVС. Рассчитаем по формуле

VС TC - FC

АVС = —— = ————,

Q Q

результаты занесем в таблицу. Из таблицы видно, что граница безубыточности = min{AVC} = 4 (руб.)

2. Известна шкала спроса, с которой сталкивается монополист, производящий с постоянными предельными издержками в размере 15 руб.

Q          
P          

Рассчитайте:

a) шкалу предельного дохода;

b) величину максимизирующего прибыль выпуска;

c) значение оптимальной цены для монополиста;

d) равновесную цену и равновесный объем для конкурентной отрасли, работающей в таких же условиях.

Решение:

a) Чтобы рассчитать шкалу предельного дохода, воспользуемся формулой

DТR D(P´Q)

МR = —— = ———

DQ DQ

результаты занесем в таблицу:

Q P TR MR
       
       
       
       
      -5

b) Монополист достигает максимальной прибыли при условии МС = MR. Из таблицы видно, что это произойдет при Qm = 3;

c) Оптимальное значение Р определяем из шкалы спроса: Рm = 25;

d) Конкурентная отрасль в подобных условиях выберет равновесный объем выпуска, исходя из условия Р = МС, то есть Qc = 5, при этом равновесная цена будет Рс = 15.


Задачи, тесты, ситуации

1. О каком типе рыночной структуры говорится в каждом из следующих утверждений?

а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами.

б) Большое, количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами.

в) Однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами.

г) Определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами.

д) В США 50 самых мощных компаний осуществляют 94 % выпуска различных продуктов нефтепереработки.

е) В авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.

2. К какому виду монополии относится каждое из следующих утверждений?

а) Компания впервые вышла на рынок с новой продукцией, позаботившись о специальных мерах защиты от конкуренции.

б) Автор научного открытия, зарегистрировав его, позаботился о своем творческом приоритете, прибегнув к институту авторских прав.

в) Фирма функционирует в отрасли, где максимальная эффективность достигается лишь путем выпуска объема продукции, удовлетворяющего целиком рыночный спрос.

В заданиях 3 - 5 укажите единст­венно верный ответ:

3. Дифференциация продукта позволяет производителям:

а) взимать за товар более высокую цену, чем в условиях свободной конкуренции;

б) устанавливать цену на товар столь же свободно, как и в условиях монополии;

в) тратить на рекламу меньше средств;

г) совершенствовать качество своих изделий.

4. Монопсония существует на рынке, когда:

а) есть всего несколько продавцов данного товара;

б) есть только один покупатель данного товара;

в) продавец устанавливает монопольную цену;

г) есть только один продавец данного товара.

5. Какой из следующих аргументов выдвигается в качестве доказательства «вреда» монополизации рынка:

а) завышая цены, монополист снижает жизненный уровень населения;

б) монополии в меньшей степени заинтересованы в эффективном использовании ресурсов;

в) монополии используют свою власть не в интересах широких слоев населения;

г) все выше сказанное.

В заданиях 6 – 8 определите, верны или неверны приведенные утверждения:

6. Совершенно конкурентная фирма самостоятельно определяет цену своей продукции.

7. Монополия порождает социальные издержки, так как издержки для общества от производства дополнительной единицы продукции выше ее ценности для общества.

8. В монополистически конкурентной отрасли каждая фирма полностью контролирует рыночную цену своей продукции, поэтому другие фирмы не влияют на устанавливаемую этой фирмой цену.

В заданиях 9 – 11 вставьте пропу­щенные слова в приведенные утвер­ждения:

9. Монополиста можно охарактеризовать как («ценопроизводителя» / «ценополучателя») _______, поскольку он (прямо / косвенно) _______ определяет цену, по которой следует продавать продукцию.

10. Чем больше фирм в олигополистической отрасли, тем (легче / труднее) __________ договориться.

11. В совершенно конкурентной отрасли МС = Р. Однако в отраслях несовершенной конкуренции МС = MR, и это (больше, чем / та же / меньше, чем) ____________ цена, устанавливаемая в совершенно конкурентной отрасли.


Ответы

1: а – олигополия, б – монополистическая конкуренция, в – дуополия, г – монополия, д – олигополия, е – олигополия;

2: а – открытая, б – закрытая, в – естественная;

3.а; 4.б; 5.г;

6.н; 7.н; 8.н;

9. ценопроизводителя, прямо;

10. труднее;

11. больше, чем.


Те­ма 8. Ценообразование НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА


Учеб­ные це­ли:

· знать ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки и про­из­вод­ст­вен­ные функ­ции эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов (фак­то­ров про­из­вод­ст­ва);

· уметь объ­яс­нить от­ли­чия рын­ков ре­сур­сов от рын­ков то­ва­ров и ус­луг;

· уметь объ­яс­нять, по­че­му спрос на ре­сур­сы име­ет про­из­вод­ный ха­рак­тер,

· пред­став­лять, что та­кое пре­дель­ный про­дукт и ре­аль­ная це­на фак­то­ра про­из­вод­ст­ва, знать пра­ви­ло оп­ти­маль­но­го ис­поль­зо­ва­ния и уметь объ­яс­нить, как фир­ма оп­ре­де­ля­ет рав­но­вес­ный уро­вень ис­поль­зо­ва­ния фак­то­ра;

· знать пра­ви­ла ми­ни­ми­за­ции из­дер­жек и мак­си­ми­за­ции при­бы­ли;

· по­нять осо­бен­но­сти тру­да как фак­то­ра про­из­вод­ст­ва.

· по­ни­мать, чем оп­ре­де­ля­ет­ся спрос на труд;

· уметь объ­яс­нять, по­че­му фир­ма, на­ни­мая ра­бот­ни­ков, срав­ни­ва­ет де­неж­ные вы­ра­же­ния пре­дель­но­го про­дук­та тру­да с ры­ноч­ной став­кой тру­да;

· уметь объ­яс­нять, по­че­му кри­вая ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­ло­же­ния тру­да име­ет вид «за­ги­баю­щей­ся кри­вой»;

· уметь объ­яс­нять ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния за­ра­бот­ной пла­ты, при­чи­ны ее диф­фе­рен­циа­ции;

· по­ни­мать и уметь по­яс­нить эко­но­ми­че­ский смысл мо­но­псо­нии на рын­ке тру­да;

· уметь оха­рак­те­ри­зо­вать роль и по­след­ст­вия вме­ша­тель­ст­ва проф­сою­зов в си­туа­цию на рын­ке тру­да;

· знать оп­ре­де­ле­ние ка­пи­та­ла-фак­то­ра, уметь оп­ре­де­лять субъ­ек­тов рын­ка ка­пи­та­ла, объ­ект сдел­ки;

· по­ни­мать, как про­ис­хо­дит про­цесс фор­ми­ро­ва­ния цен на рын­ке ка­пи­та­ла;

· пред­став­лять, что та­кое ссуд­ный про­цент, уметь объ­яс­нить раз­ни­цу ме­ж­ду но­ми­наль­ной и ре­аль­ной став­кой, по­че­му про­цент­ная став­ка пред­став­ля­ет аль­тер­на­тив­ную стои­мость ка­пи­та­ла;

· знать за­ви­си­мость ме­ж­ду объ­е­мом ссуд­но­го ка­пи­та­ла и ссуд­но­го про­цен­та, уметь стро­ить гра­фик пред­ло­же­ния ка­пи­та­ла;

· по­ни­мать, по­че­му стои­мость де­нег во вре­ме­ни раз­лич­на и как оп­ре­де­ля­ет­ся бу­ду­щая и те­ку­щая стои­мость;

· по­ни­мать эко­но­ми­че­ский смысл рент­ных от­но­ше­ний;

· уметь объ­яс­нить, по­че­му в ко­рот­ком пе­рио­де пред­ло­же­ние зем­ли аб­со­лют­но не­эла­стич­но;

· знать, как функ­цио­ни­ру­ет ры­нок зем­ле­поль­зо­ва­ния, ка­ким об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся рав­но­ве­сие на нем;

· знать, что та­кое диф­фе­рен­ци­аль­ная рен­та, как она об­ра­зу­ет­ся;

· по­нять, в чем раз­ли­чие ме­ж­ду рен­той и це­ной зем­ли, как рас­счи­ты­ва­ет­ся це­на зем­ли.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: