Общие понятия сертификации систем менеджмента качества

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что система менеджмента качества «сделана верно», надо знать каким требованиям она должна соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия. Под «соответствием» понимается процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что система менеджмента качества соответствует заданным требованиям. Подтверждение соответствия через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия является независимым, дающим гарантию соответствия системы менеджмента качества заданным требованиям и осуществляемая по правилам определенной процедуры.

Сертификация систем менеджмента качества является добровольной и осуществляется органом по сертификации – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. В соответствии с сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов, в данном случае – системы менеджмента качества, требованиям положений стандартов, например, МС ИСО 9001:2000 или ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

В результате сертификации систем менеджмента качества органом по сертификации выдается сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие системы менеджмента качества требованиям указанных стандартов.

Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям принято называть оценкой соответствия, то есть оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к системе менеджмента качества.

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия системы менеджмента качества положениям стандартов.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам (в данном случае к системам менеджмента качества), в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Добровольное подтверждения соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия систем менеджмента качества осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Необходимо разделять два понятия – управление качеством и сертификация систем качества. Управление качеством – одна из функций управления предприятием, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг за счет разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты ИСО серии 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована.

Сертификация систем менеджмента качества сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система менеджмента качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и результативно функционируют, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и/или услуг предприятия.

Универсальность семейства стандартов ИСО заключается в том, что они не предлагают абсолютно измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и/или услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Это было бы и невозможно: ведь качество есть способность продукции и/или услуг удовлетворять потребности потребителя, а эти потребности бесконечно разнообразны. Стандарты семейства ИСО 9000 задают лишь методологию функционирования системы менеджмента качества, которая в свою очередь должна обеспечивать высокое качество продукции и/или услуг, производимых организацией, иными словами – обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей. Таким образом, стандарты серии ИСО 9000 не дают гарантию качества, их следует рассматривать лишь как один из многих факторов, которые потребителю необходимо учесть, принимая решение о заключении сделки с поставщиком.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: