В соответствии с требованиями международных стандартов на системы менеджмента качества высшее руководство организации должно разработать Политику в области качества.
Высшее руководство (генеральный директор) в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 и ГОСТ Р ИСО 9001-2001 формулирует основные направления, цели и задачи организации в области качества в специальном документе – «Политике в области качества».
Этот документ играет особую роль в системе менеджмента качества. Он предназначен для того, чтобы расставлять акценты в отношениях руководства предприятия со своими пятью заинтересованными сторонами:
- потребители продукции (различные организации (предприятия) и Государство);
- поставщики сырья, полуфабрикатов и комплектующих;
- персонал предприятия;
- вышестоящие организации (владельцы, совет акционеров);
- социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).
Высшему руководству необходимо использовать политику в области качества как средство управления с целью улучшения деятельности организации.
|
|
При разработке Политики в области качества высшему руководству следует учитывать:
· уровень и вид будущих улучшений, необходимых для успешной работы организации;
· ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребителей;
· повышение квалификации работников организации;
· потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
· ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований ИСО 9001;
· потенциальный вклад поставщиков и партнеров.
Политика в области качества может использоваться для улучшения, если она:
· согласуется с прогнозом и стратегией высшего руководства по перспективам организации;
· позволяет понять и реализовать цели в области качества во всей организации;
· подтверждает приверженность высшего руководства качеству и обязательство обеспечивать необходимыми ресурсами работы по достижению целей;
· помогает разъяснению этой приверженности качеству во всей организации при четком лидерстве высшего руководства;
· включает постоянное улучшение, связанное с удовлетворением потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
· четко сформулирована и умело доведена до сведения всего персонала.
В связи с изменениями рыночной конъюнктуры, законодательства и других внешних обстоятельств Политику в области качества необходимо периодически анализировать и пересматривать для обеспечения максимальной адаптации к текущему моменту.
В практике организаций политика в области качества устанавливает общие намерения и стратегическое направление деятельности предприятия в области качества на определенный, например, 3-х летний период в соответствии с ожиданиями и требованиями потребителей и распространяется на все подразделения предприятия.
|
|
Руководство организации и другое высшее руководство берут на себя ответственность и обеспечивают, чтобы Политика в области качества:
· соответствовала общим целям предприятия, определенным, например, «Программой развития предприятия на 2005-2008 г.г.»;
· включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность СМК;
· создавала основы для формирования и анализа целей и задач в области качества как предприятия в целом, так и ее подразделений;
· была доведена до сведения персонала предприятия и осознанно понималась им;
· регулярно анализировалась на постоянную пригодность.
Ниже приведен пример Политики.