• эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса.
Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента (R). Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки
P ® МD ® R ® I ® AD ¯.
Эффект Манделла — Флеминга.
• эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта — эффектом Манделла — Флеминга.
Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (1т) увеличивается. В результате чистый экспорт (Xn) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой
|
|
P ® Ex¯, Im ® Xn ¯® AD¯.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.
Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, т.е. происходит сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Рассмотрим их.