Тема № 12 Социология образования

1. Образование как социальный институт: специфика, взаимосвязи и автономия.

2. Тенденции современного образования. Инновационное обучение.

3. Образование как организационная и стратификационная система.

1. Образование — это формализованный процесс, направленный на развитие у учащихся конкретно заданных качеств, выраженных в знаниях, умениях и навыках. Образование как социальный институт представляет собой совокупность норм, статусов и ролей, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения. В своем организационном качестве образование также образует сложную систему учреждений, организующих учебную деятельность по определенным программам и стандартам. Кроме того, образование немыслимо без учебников и учебных пособий, без творческого перевода установленных наукой положений в свод учебных истин и без других важных сторон и явлений. Следует также отметить, что люди, находящиеся в системе образования, образуют специфическую общность, объединенную общими интересами, образом жизни, а также ментальными чертами.

Образование выполняет в обществе ряд важнейших функций:

· передачу (трансляцию) знаний от поколению к поколению;

· социализацию личности в рамках ценностно-нормативных установлений общества;

· первичную социальную дифференциацию молодого поколения на основе успехов в обучении;

· обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи;

· социальный контроль над повседневным поведением младшего поколения.

Вместе с тем сторонники конфликтологического направления указывают на такие существенные свойства образования, которые они определяют как «скрытую программу» (И.Иллич). Суть ее заключается в том, что образование в общесоциальном контексте является средством обеспечения классового господства, при котором представители низов обречены повторять судьбы своих родителей. Более того, образование может служить средством защиты корпоративных привилегий, обрекать людей на зависимость от псевдокомпетенции разного рода «специалистов». Очевидно, что, как всякое социальное явление, образование есть продукт общественно-исторических условий и тем самым не может быть вне стратификационных отношений, вне идеологических и политических борений.

Одна из существенных граней взаимодействия системы образования с обществом — это отношение с экономикой. Как раз развитие экономики определяет объективные возможности государственных ассигнований на нужды массового образования, в том числе на оплату труда преподавателей и поддержание функционального состояния образовательной инфраструктуры. В современном цивилизованном мире именно государство берет на себя обязательство финансового обеспечения народного образования, хотя повсеместно распространена практика предоставления частных образовательных услуг, да и государственные образовательные учреждения часть своих услуг предоставляет на коммерческой основе. Развитие данных форм мы наблюдаем и в Российской Федерации. Тем не менее ситуация здесь весьма тревожная. По некоторым подсчетам общие затраты на образования в 2001 году, например, составили порядка 4.2 % ВВП, то есть $ 8.5 миллиардов средства бюджетов разного уровня плюс около $ 4 миллиардов — средства семей и предприятий. Этого хватает лишь на треть от размера рациональных бюджетов школ и профессиональных учебных заведений.[18] Очевидно, что необходимо наращивать как бюджетные ассигнования в образование, так и участие обеспеченных слоев населения в решении данной проблемы.

Необходимо отметить, что современное общество в отношении образования выстраивает определенную политику. Как правило, национальные парламенты определяют долгосрочные государственные приоритеты в этой сфере, принимая соответствующие законодательные акты. Так, в Федеральном Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) утверждены базовые принципы, которым должны следовать в своей деятельности все участники образовательной деятельности. В нем провозглашены гарантии получения образования «независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости»[19]. Закон подтверждает гуманистический характер образования, его доступность и светский характер, а также подчеркивает единство федерального образовательного пространства. Кроме того, законом определяется автономия образовательного учреждения, в том числе в отношении предоставления платных дополнительных услуг.

Большую роль в осуществлении образовательной политики отводится профильному Министерству образования РФ. Оно непосредственно организует контрольно-ревизионную деятельность (через лицензирование учебных заведений), проводит методическую работу (посредством рецензий и рекомендаций), а также направляет соответствующую исследовательскую деятельность. Через министерство осуществляется финансирование высшего образования и софинансирование более низких ступеней обучения. В настоящее время Министерство образования осуществляет реформу сложившейся практики образовательной деятельности, для чего, в частности, ведется поиск наиболее эффективных путей финансирования вузов (идея ГИФО — государственных именных финансовых обязательств) и контроля итоговых знаний выпусников средних общеобразовательных школ (идея ЕГЭ — единого государственного экзамена). До настоящего времени в российском обществе не прекращается дискуссия по всему кругу проблем проводящихся экспериментов.

Образование — продукт культурно-исторического развития как в отношении общецивилизационных черт, так и в отношении национальных особенностей. С одной стороны, образование непосредственно ориентируется на мировой уровень развития науки и культуры. В Законе РФ «Об образовании» содержание образования прямо ориентируется на «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира…»[20] Но, с другой стороны, институт образования и участник социокультурного развития народа! Образование в любую эпоху выполняет миссию национально-культурной интеграции и идентификации, несет в себе национально-воспитательное, патриотическое начало, в особенности на занятиях по истории, литературе и родному языку.

2. В целом же современное образование характеризуют некоторые общие фундаментальные тенденции, имеющие глобальный характер. Повсеместно в передовых образовательных системах наблюдаются процессы демократизации и гуманизации, насыщения образовательного пространства информационными технологиями. Сфера образования становится по существу доступной для всех социальных слоев общества, в том числе расширяются ее возрастные границы. Утверждается парадигма пожизненного непрерывного образования. Сегодня оно непосредственно включается в производственный процесс. В современном образовании увеличивается степень дифференциации и специализации, а также доля самостоятельной работы. Более разнообразными становятся формы повседневной и итоговой аттестации знаний учащихся.

Содержание и формы современного образования определяются и другими немаловажными факторами. Так, увеличение объема знаний, которые необходимо усвоить, порождает необходимость интенсификации образовательной деятельности. Это тем более важно, что сегодня за короткие промежутки времени меняются теоретические подходы и технологии, да и экономика зачастую диктует резкую смену спроса на те или иные специальности. Все это вместе и определяет потребность в инновационной деятельности в системе образования.

При этом новации в организации учебного процесса многообразны и впечатляющи. Прежде всего, следует отметить, что учебные технологии преобразуются на основе современных научно-технических достижений, главным образом компьютеризации и применения аудио-визуальных средств. Компьютерная техника кардинально расширяет источниковую базу обучения, а также обеспечивает визуальную наглядность в понимании природных и социальных явлений. Специализированные информационные программы существенно обогащают возможности организации самостоятельной работы и обеспечения контроля над уровнем знаний учащихся. Существенная новация в системе непрерывного образования — применение модульного обучения, когда создаются комплексы учебных дисциплин и занятий, поддерживающих определенную специализацию и уровень подготовки. В системе переподготовки кадров и повышения квалификации модульное обучение — это настоятельная необходимость. Кроме того, в современном образовании заново переосмысляются возможности имитационно-игровых методик, при которых акцентируются возможности коллективных учебных действий. Наконец, индивидуальный подход к каждому обучающемуся становится ключевым направлением современной стратегии образования и поддерживается совокупностью прогрессивных методик.

И все-таки, говоря об образовании как о социальном институте, мы должны подчеркнуть удивительную устойчивость его основополагающих принципов, в том числе и технологического свойства. Процесс обучения в системе образования, как правило, строится на основе взаимодействия «учитель-ученик». Ученики усваивают учебный материал по академическим дисциплинам, после чего переходят от одной ступени обучения к другой. Уровень усвоения пройденного учебного материала оценивается по той или иной шкале баллов. И хотя современное образование справедливо ставит в центр обучения личность ученика, очевидно, что нельзя переходить определенную грань в системе отношений «учитель-ученик» без негативных последствий для самого учащегося. Собственно, здесь мы и подходим к серьезной проблеме стратификационных аспектов образования.

3. Итак, система образования стратифицируется, прежде всего, по его организационным уровням. К общеобразовательным относят следующие ступени образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее. Профессиональное же образование стратифицируют по другим уровням: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Каждый из этих уровней приобретает особые институциональные качества, а, следовательно, — свою особенную систему целей, норм, ценностей, а также статусных позиций.

По отношению к учебному процессу в системе образования выделяют три базовые социально-статусные общности: обучающие, учащиеся и вспомогательный персонал. Обучающие (преподаватели), в свою очередь, могут быть дифференцированы по самым разным критериям: по предметной направленности, по квалификации, по месту жительства, по ступени образования, по полу, по возрасту, по авторитету у коллег и у учащихся, по предпочитаемым методам учебной деятельности, по мировоззренческим установкам и т.д.

Помимо этого, у учителей и преподавателей вузов свои особенные позиции в макросоциальной структуре общества. К сожалению, снижающаяся престижность преподавательского труда — это общемировая тенденция, являющаяся в значительной степени следствием омассовления преподавательского труда и его гарантированной, но невысокой оплаты в условиях бесплатного предоставления самих образовательных услуг. И хотя любое государство заинтересовано в привлечении квалифицированных кадров в эту сферу, только развитые национальные экономики могут обеспечить солидные финансовые источники для развития именно массового образования и тем самым поддерживать материальный уровень преподавательского статуса. Например, согласно Закону РФ «Об образовании» размер средней ставки заработной платы и должностного оклада учителей должен быть не ниже средней заработной платы работников промышленности, а профессорско-преподавательского состава — превышать в два раза. Однако реальность говорит об обратном. И дело здесь не только в отношении к преподавательскому труду. Социальные обязательства российского государства составляют в настоящее время порядка шести триллионов рублей, а совокупный бюджет государства всех уровней лишь четыре с половиной триллиона рублей. Эти обязательства касаются ветеранов, инвалидов и других категорий российских граждан… Думается, комментарии здесь излишни.

Обратимся теперь к дифференциации собственно учащихся. Значимые позиции учащихся даже внутри самой системы образования во многом определяются социальным рангом их родителей. Так, Б.Бернстайн показал, что дети из низших слоев общества обладают «ограниченным кодом» общения, т.е. используют в повседневной жизни преимущественно эмоциональные формы речи. Это, в свою очередь, обрекает их на затруднения в овладении отвлеченным и неэмоциональным языком школы, а, значит — и на неуспеваемость. Да и внутри школы дети образуют группировки на основе социального происхождения и свое поведение в школе выстраивают как социально значимую стратегию. Дифференциирующие последствия социального свойства имеют также расовые, половые, национальные характеристики учащихся. Разумеется, учебный процесс обладает собственным дифференцирующим свойством. Учащиеся стратифицируются по предметным предпочтениям, по ступени обучения, по успеваемости, по отношению к учебе и т.д. В ходе учебной и внеучебной деятельности учащиеся также образуют системы личных статусов внутри классов и учебных групп.

Таким образом, образование представляет собой сложно дифференцированную систему формальных и неформальных статусов и отношений между ними. Оно всегда отражает характер социальной структуры общества и того уровня социально-экономического развития, на котором это общество находится. Вместе с тем в качестве социального института образование несет в себе обособленную совокупность ценностно-нормативных установлений, которые определяют специфическое преломление социальных проблем в данном институциональном «поле». Т.Парсонс, в частности, утверждал, что, если промышленная революция повлекла дифференциацию экономической и политической подсистем, демократическая — отделила гражданское общество от политической системы, то образовательная революция ведет к выделению из социального сообщества подсистемы воспроизводства и поддержания культурного образца. Говоря другим теоретическим языком, образование — это общественно сфокусированная сфера воспроизводства «человеческого капитала», в которую авансируются личные усилия по развитию необходимых социальных качеств. В заключение нельзя не отметить, что информационная революция в перспективе доводит социальную эмансипацию до природно-обусловленных способностей, которые могут быть актуализированы только через образование и самообразование.

ЛИТЕРАТУРА

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2000.

Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2.

Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Задания к теме № 12

1. Укажите, в чем различие в трактовке феномена образования с точки зрения структурно-функционального и конфликтологического подходов.

2. Назовите основные институциональные черты образования (целевые установки, нормативные требования, символические образцы и идеологические убеждения)

3. Раскройте содержание взаимосвязей образования с важнейшими сферами общества: экономикой, политикой и культурой.

4. Какие содержательные противоречия заключены в роли учителя?

5. По каким критериям можно выделить социальные страты в системе образования?

Упражнения к теме № 12

1. Какие подходы соответствуют данным положениям? Соедините стрелками.

а) школы созданы главным образом для формирования и воспроизводства навыков, необходимых для воспроизводства рабочей силы функционалистский
б) образование передает из поколения в поколение ценности господствующей культуры Конфликтологический
в) образование – разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами "человеческого капитала»

2. Заполните следующие позиции.

Тенденции современного образования Примеры
Критерий доступности  
Критерий внутренней стратификации  
Критерий гуманитаризации  

3. Коллектив в сфере образования состоит из нескольких

субколлективов. Продолжите ряд: педагогический коллектив…

4. Среди факторов, влияющих на содержание современного образования, ученые

отмечают, например, фактор смены научных парадигм. Важнейшим фактором является и такое явление, как дифференциация умственных способностей учащих- ся. Определите, какие понятия, помимо понятия «дифференциация образова- ния», описывают процесс адаптации системы образования к данному явлению.

5. Американский философ Иван Иллич выступил с идеей бесшкольного образования, предлагая в качестве альтернативы открытые неформальные системы,

основывающиеся на открытых базах данных. Ответьте за ученого, что и кто будет

гарантировать профессионализм?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: