Внешнеэкономическая сфера деятельности охватывает обширный круг отношений, связанных с участием государства, его физических и юридических лиц с аналогичными зарубежными участниками и международными финансово-кредитными институтами при торговых, кредитных, налоговых, инвестиционных, долговых, страховых, расчетных, трансфертных и иных операциях. Иными словами – это отношения резидентов с нерезидентами, экономических агентов страны с «остальным миром» (по трактовке Системы национальных счетов), опосредуемые системой валютных расчетов. Значительную роль и место в этих отношениях занимают финансы, как категория синтезирующая обязательные, вынужденные, необходимые отношения через формирование и использование финансовых ресурсов и фондов у соответствующих названных участников отношений.
К внешнеэкономическим связям относятся:
1)внешняя торговля – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности;
|
|
2) иностранное инвестирование: вложение капитала, совместное предпринимательство, в том числе долевое участие в имуществе юридических лиц через акции и другие ценные бумаги, концессии – приобретение имущественных прав на использование природных ресурсов, разных объектов, находящихся в государственной собственности, для осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны, аренда собственности;
3) участие страны в международных финансово-кредитных организациях; с этой формой внешнеэкономической деятельности связано предоставление иностранных кредитов и займов и производятся взносы в международные финансовые и другие организации;
4) сотрудничество в области науки, техники, культуры, туризма, спорта;
5) проведение расчетов по содержанию посольств, консульств и другого персонала за границей.
В экономике развитых стран важной составляющей внешнеэкономической деятельности составляет возведение или строительство промышленных, гражданских, транспортных и иных объектов за границей; однако этот вид деятельности Казахстаном практикуется мало из-за формально признаваемого недостатка финансовых и материально-технических ресурсов. Одновременно «теневой» сектор экономики осуществляет внешнее инвестирование в форме вложения капитала в иностранные активы: депозиты в иностранных банках, в ценные бумаги, покупка недвижимости и т.д., представляющих собой «утечку капитала» за рубеж.
Своеобразную деятельность представляет формирование специальных экономических зон (см. раздел 14.8).
|
|
Развитие перечисленных внешнеэкономических связей положено в основу валютно-финансовых, расчетных и кредитных отношений республики с зарубежными странами.
Внешняя торговля включает экспорт и импорт.
Из-за сложившейся структуры производства значительная доля экспорта Казахстана приходится на минеральные продукты и электроэнергию – до 70%, причем удельный вес нефти составляет около 60%. Продукция металлургической промышленности занимает 17,1%, химической и связанных с ней отраслей промышленности – 3,2%, агропромышленного комплекса – 2,4%; основными статьями экспорта агропромышленного комплекса остается зерно, хлопок-волокно и кожевенное сырье. Машины и оборудование, транспортные средства составляют лишь 2,0% экспортных поставок.
В импорте основными статьями являются машины, оборудование, товары потребительского назначения. Удельный вес машин, оборудования, средств транспорта, приборов составляет 46,6%; металлов и изделий из них – 13,3%; минеральных продуктов, включая электроэнергию – 13,1%; продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности – 10,6%; продовольственных товаров – 6%.
Основными партнерами Казахстана по экспорту являются (в порядке уменьшения поставок): Италия, Швейцария, Китай, Россия, Франция; долгое время (до 2004 года) в числе основных потребителей казахстанского экспорта числились оффшорные территории – Бермудские и Виргиндские острова. По импорту партнерами являются: Россия, Китай, Германия, США, Украина, Италия, Япония.
Важный аспект внешнеэкономической деятельности – участие зарубежных инвесторов и привлечение иностранных кредитов для стабилизации экономики республики. Эти средства должны целенаправленно и эффективно использоваться для решения приоритетных задач совершенствования структуры национального хозяйства, наполнения рынка потребительскими товарами и расширения экспортного потенциала.
Иностранный капитал поступает в страну в трех различных формах: кредита, официальной помощи развитию, инвестиций. О первых двух формах изложено в разделе 16.3.
Инвестиции бывают двух видов: прямые и портфельные. Прямые инвестиции представляют собой вложение иностранного капитала в экономику другой страны для получения его владельцем прибыли под собственный риск. Портфельные инвестиции – вложение средств в фиктивный капитал – ценные бумаги, выпускаемые юридическими и физическими другой страны.
Развитие внешнеэкономической деятельности заложено во многих хозяйственных законах. Расширение этой деятельности требует становления экономики открытого типа, развивающейся во взаимосвязи и в состязательности с мировой.
В основу совершенствования внешнеэкономической деятельности положена идея либерализация внешнеэкономической деятельности с передачей коммерческих операций на уровень хозяйствующих субъектов при обеспечении их деловой самостоятельности и сосредоточения функций государственных органов на регулировании и стимулировании этих операций. Стратегическое направление внешнеэкономической деятельности – разработка и внедрение мер по достижению конвертируемости национальной валюты и развитие валютного рынка. Рыночный курс валюты является одним из основных элементов стимулирования и регулирования внешнеэкономической деятельности по расширению экспорта и рационализации импорта. Для расширения валютной самостоятельности предприятий создан внутренний рынок валюты с ее свободной куплей-продажей по рыночным курсам. На основе сложившегося валютного курса при проведении торгов на валютной бирже на основе текущего соотношения спроса и предложения на валюту Национальным банком устанавливается курс валют. На валютные и кредитные операции выходят коммерческие банки, хозяйствующие субъекты получают право самостоятельного привлечения иностранных кредитов под залог имущества. Создана система страхования внешнеэкономических рисков компаний, фирм, организаций, банков.
|
|
Для нормального осуществления внешнеэкономической деятельности необходима развитая внешнеэкономическая инфраструктура. В этих целях созданы органы управления внешними связями в структуре Правительства, Министерства финансов, Национального банка Республики Казахстан. Функционирует сеть коммерческих банков, имеющих лицензии на совершение валютных операций, специализированных товарных бирж; развитая сеть посреднических организаций, специалисты которых обладают знаниями и навыками в вопросах внешнеэкономической конъюнктуры, располагают информацией о состоянии мировых товарных и валютных рынков, движении процентных ставок и т.д. Казахстан активно включается в мирохозяйственные процессы на равноправных началах.
Важнейшей функцией органов управления внешнеэкономическими связями является регулирование валютных отношений. Валютное регулирование – это разработка и утверждение нормативных правовых актов, сбор информации, контроль за соблюдением валютного законодательства, применение санкций за его нарушение. Органами валютного регулирования в Казахстане является Правительство, Национальный банк, Министерство финансов в пределах своей компетенции. Эти же органы осуществляют валютный контроль. Такую функцию выполняют также агенты валютного контроля – уполномоченные банки и уполномоченные небанковские финансовые учреждения, на которые возложена обязанность контроля за соблюдением валютного законодательства при проведении ими операций в соответствии с полученными лицензиями.
С учетом целей экономической политики, в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного регулирования содействие государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической безопасности.