Создание нервных связей в НС + использование имеющихся связей (момент ломки, создания новых сочетаний).
Роль специальных типов НС (общие типы по Павлову). Складываются из двух сигнальных систем (соотношение).
Более богаты образы воображения у людей с преобладанием первой сигнальной системы.
Присущи только человеку.
Существенную роль в воображении играет работа правого полушария (т.к. оно оперирует образной информацией).
Идеомоторные акты – мысль о чем-то реализуется в движениях (трудноуловимых).
Билет 33.
Виды и приемы воображения.
Виды воображения:
1. по влиянию воображения на жизнь.
- Активное (активно вторгается в жизнь, мобилизует, …).
- Пассивное (созерцательное).
2. по степени произвольности/преднамеренности.
- Произвольное (волевые задачи, усилия; преднамеренное В.).
- Непроизвольное (цели нет, волевых усилий нет, но образы возникают; непреднамеренное В.).
3. по степени творчества.
- Воссоздающее (восстанавливает по какому-то основанию (книга, слова. описание)).
|
|
- Творческое (создает образ).
4. по степени яркости и соотношению образов воображаемого с действительностью.
- реалистическое (пр: прогнозирование);
- фантастическое.
Приемы создания (воображения):
Воображение – это определенная психическая деятельность.
Приемы создания образов = составляющие воображения.
1. Агглютинация – склеивание (кентавр, русалка).
2. Аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами и явлениями (принцип из животного мира –> техника -> самолет).
3. Гиперболизация – преувеличение/преуменьшение (Гулливер, лилипут).
4. Акцентирование – специфическая особенность – речь идет о части объекта. Преувеличение какой-то черты, подчеркивание (пример: шарж).
5. Типизация – в одном лице отражаются определенные типы (конкретное + момент обобщения).
6. Схематизация – различия предмета сглаживаются и выпячиваются какие-то общие моменты.
Билет 34.
Роль воображения в деятельности человека.
Воображение работает фактически во всех видах деятельности (творческая, научная (когда мало что известно), практическая).
1. В художественном творчестве.
2. Роль вдохновения, образности.
3. Создание ярких образов.
4. Прогнозирующая функция.
5. Во всех видах деятельности в плане создания образов.
6. В научной деятельности.
7. В жизни ребенка (возможности ребенка ограничены). Благодаря воображению резко расширяются возможности действия, познания окружающей жизни. Ребенок овладевает социальным опытом (примеры: лошадь – палка, швабра; дочки-матери; магазин).
8. в некоторых видах деятельности как проф. важная характеристика.