Межличностные коммуникации

Для формирования эффективных межличностных комму­никаций необходимо устранять преграды на их пути. Выделяют следующие виды преград на пути межличност­ных коммуникаций:

· преграды, обусловленные восприятием - учет некоторых фак­торов из числа влияющих на восприятие в процессе обмена ин­формацией позволяет не допустить снижения эффективности коммуникации, своевременно устранить преграды, обусловлен­ные восприятием. Одна из таких преград возникает по причине конфликта между сферами компетенции. Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникации состоит в сущест­вовании преград, обусловленных социальными установками людей;

семантические барьеры - цель коммуникации заключается в обеспечении понимания информации, служащей предметом об­мена, т.е. сообщения. Семантика изучает способ использования слов и значений, передаваемых словами. Семантические вариации часто становятся причиной не­верного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение символа, приписываемое ему отправителем.

невербальные преграды - в невербальной коммуникации ис­пользуются любые символы, кроме слов. Часто невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может уси­ливать или изменять смысл слов. У боль­шинства посланий словесный эффект составляет только 7%; весь остальной эффект создается невербальной информацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица.

· плохая обратная связь - межличностный обмен информаци­ей может быть ограничен отсутствием обратной связи по поводу посланного вами сообщения.

Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которо­го индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими.

Знание стилей помогает определить то, как себя вес­ти с этим стилем, и, что можно ожидать от поведения, связан­ного с этим стилем.

Рис. 3.1.2. Типы коммуникационных стилей

Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью открытости себя другим при низком уровне обратной связи. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себя, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. Стиль «реализация себя» отличается максимальной открытостью, сопро­вождающейся максимальной обратной связью. Индивид каждый раз спонтанно регулирует раскрывающую его информацию, обеспечивая конструктивную и незащитную обратную связь. Для стиля «замыкание в себе» свойственен одновременно низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи. Индивид в этом случае как бы самоизолируется, не давая другим познать себя.

Стиль «защита себя» отличает низкий уровень открытости, но высокий уровень обратной связи. Он широко используется, чтобы лучше узнать и более правильно оценить других. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для окружающих, но любят их обсуждать.

Стилю «торговаться за себя» присущи умеренная открытость и обратная связь, обмениваемые друг на друга в процессе межлично­стной коммуникации.

Владеть им - настоящее достоинство. В отношении использования других стилей - важно понимать проблемы эффективной обратной связи, уметь раскрыть себя и уметь слушать других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: