Теория ведущего типа деятельности

В советской Y была разработана т. ведущего типа д-ти (т.ВТД).

Эта теория тесно связана с фамилией Эльконина.

- согласно данной теории – на каждом возрастном этапе наибольшую роль в развитии Ч. играет 1 ведущий тип д-ти.

1. Первая деятельность, которую проявляет ребенок – эмоциональное общение с матерью (новорожденный).

2. до 3 лет – ведущий тип д-ти – предметно-манипулятивная д-ть.

3. Дошкольный возраст (3 – 7 лет) – игра (чаще – ролевая).

4. Младший школьный возраст – учебная деятельность.

5. Подростковый возраст – общение.

6. Ранняя юность – учебно-профессиональная д-ть.

7. После юности – трудовая д-ть.

Платонов.

Выделяет 4 подструктуры (составляющие) деятельности.

  1. Цель.
  2. Мотив.
  3. Способы действия.
  4. Результат.

Ерастов.

Дает общую структуру деятельности.

На основе схемы ® блоки.

Схема деятельности (общий план деятельности).

1. Внешние условия – обусловленность деятельности внешними условиями, средства достижения цели.

2. Внутренние условия – психология, физиология, и т.д. (мотивы, возможности, цели,…)

3. Характер деятельности.

4. Результаты деятельности.

Блоки (психологические составляющие).

  1. Стимулирование.
  2. Мотивация.
  3. Планирование.
  4. Реализация.
  5. Контроль.

Связи между схемой и блоками не прямые, могут быть многозначными.

Ломов.

С учетом разных подходов, Ломов в систематизированном виде выделяет следующие составляющие деятельности:

  1. Мотив.
  2. Цель.
  3. Планирование деятельности.
  4. Переработка текущей информации.
  5. Оперативный образ (или/и концептуальная модель).
  6. Принятие решения.
  7. Действия.
  8. Проверка результатов.
  9. Коррекция действий.

Мотив – это то, что побуждает Ч. к д-ти.

Цель – к чему Ч. стремиться в процессе выполнения д-ти.

У разных субъектов составляющие проявляются по-разному.

(Отношение к делу; разная мотивация; опыт; темперамент (действия); особенности организма; особенности здоровья; и т.д.).


Билет 7.

Компоненты деятельности (мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, концептуальная модель).

Характеристика компонентов деятельности.

Мотивы и цели.

Мотив – побуждает к деятельности.

Цель – конструирует деятельность. Придает конкретные характеристики деятельности.

Мотив.

Для Ч. мотив вступает как субъективно переживаемая побудительная сила, как причина его д-ти.

В деятельности имеют место разные мотивы, соподчинение мотивов. Какие-то могут быть доминирующими.

¯

Эту систему в Y называют мотивационной сферой.

Цель.

В конкретной д-ти система мотивов «заменяется» на определенную цель, т.е. конкретизируется. Она формирует содержание этой д-ти.

Цель – идеальное представление о будущем результате. Выступает как осознанный образ, предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия д-ти.

Образ может быть конкретным или иметь схематичный характер.

Близкое отношение к понятию цели имеет концепция Анохина (опережающее отражение. Выступает в разных формах: предвидение; прогнозирование; целеполагание).

Достижение поставленной цели – это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развернутый во времени.

Цель выступает как регулятор в течение всей деятельности.

Может уточняться.

Цель развивается в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельных действий.

(Есть цель более общая, отдаленная; есть – промежуточные цели).

ü Соотношение мотива и цели.

Мотив и цель могут согласовываться друг с другом, а могут находиться в дисгармонии.

Вектор «мотив-цель» – системообразующий фактор в деятельности (т.к. остальные составляющие привязаны к этим). Он является ведущим регулятором д-ти, определяющим строение и динамику всех его составляющих.

Планирование.

Связь между дейстиями возможна только при наличии плана.

Планирование обусловлено и целями, и мотивами.

Главным образом – целями.

Планирование – выделение определенных действий, операций и их последовательность.

Сперва выделяются основные действия (общее планирование), затем – конкретизированные действия (детализированное планирование).

Зависит от отдаленности цели.

Варианты планирования:

  1. Более жесткий характер – деятельность алгоритмического типа.
  2. Более гибкий характер – деятельность эвристического плана.

В процессе деятельности происходят изменения в плане.

Д-ть имеет разные уровни организации; зависит от того, как она планируется.

1. Наиболее элементарный уровень – работа по ориентирам без определенного плана = реакция на стимул.

2. Работа по образцу или некоторому шаблону = задан жесткий план. Ч. стремится выполнить действия всегда в одном и том же порядке.

3. Планирование д-ти с учетом вероятности появления тех ил иных событий = Ч. имеет общую стратегию д-ти, но без детализации, что дает возможность изменить х-ер и последовательность действий, проявить творчество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: