- некоторые формируются очень быстро.
- многие формируются на неосознаваемом уровне (пр: момент подражания, речь (при общении), и т.д.).
- важная роль – эмоциональное подкрепление.
- в ряде случаев – необходимость формирования (сознательно) привычек (пр: трудовые, выполнение некоторых упражнений).
- иногда возникает необходимость устранения привычек.
- Негативные привычки берутся под контроль сознания ® делать так как надо, а не так как привыкли. (Момент соотношения навыков и привычек).
Пути формирования привычек:
- через подражание;
- в результате многократного повторения действия;
- через сознательные целенаправленные усилия (положительное подкрепление, словестная оценка, эмоциональный образ).
Процесс формирования навыка…
- включает определение его компонентов и такое овладение операцией, которое позволяет достичь наивысших показателей на основе закрепления связей между компонентами.
Эмпирические факторы, влияющие на формирование навыков:
А) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление.
Б) уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операций, обратная связь.
В) полнота уяснения содержания операции, переход овладения от одного уровня к др.
Этапы формирования навыка:
Автоматизация. Упражнение с целью придания действию плавности, снятия напряжения.
Синтетический. Объединение элементов в целое действие.
Аналитический. Вычленение и овладение отдельными элементами действия.
Билет 13.