Механизмы познания другого человека

1. Уподобление.

(пр: «А что бы я сам сделал?»).

Оценка эмоционального состояния ® переход в соответствующее ® и т.д.

Эмпатия – уподобление в эмоциональном плане.

2. Механизм Рефлексии.

- осознание человеком того, как он воспринимается партнером общения.

3. Каузальная атрибуция.

- выявление причин поведения другого человека.

(каузе – приписывать; атрибуция – выявлять).

Атрибуция – приписывание к-то х-к др. Ч.

4. Эффект Ореола – Галоэффект.

Эффект Ореола – человека наделяют такими характеристиками, которыми он не обладает.

5. Эффект первичности/новизны.

Первичности – при восприятии незнакомого человека (первое впечатление – весьма значительно).

Новизны – последующая информация (меняется представление о человеке).

6. Эффект стереотипизации.

Влияние опыта:

- профессионального.

- этнического.

7. Межличностная аттракция.

- очарование (улыбка, лицо «кирпичом»).

Функции общения.

Подходы к выделению функций:

1. Выделение компонентов коммуникативной активности (когнитивных и регулятивных аспектов в общении) (Ломов).

При этом выделяется экспрессивный момент общения (выразительность) – проявляется в эмоциональности общения.

- информационно–коммуникативная.

- регулятивно-коммуникативная.

- аффективно-коммуникативная.

Информационная функция.

- обмен информацией.

- развитие информации – раскрытие содержания понятий, его формирование в голове.

- возникновение нового (выводы, заключения).

- формирует позицию, мировоззрение, формируется взгляд на окружающий мир.

Вербальная речь и невербальная коммуникация (экспрессивные моменты усиливают и подчеркивают определенную информацию) ® влияет на содержание.

Регулятивная функция.

- в процессе общения оказываем друг на друга регулирующее влияние (перестраиваем действия других людей – просим что-то сделать, и т.д.).

- саморегуляция.

Между регулирующими установками и саморегуляцией связи сложные, неоднозначные.

Аффективно-коммуникативная функция.

В общении имеет место не только передача информации, но и передача эмоций, отношенческая сфера, эмоциональная сфера Þ автономный (самостоятельный) характер. Проявляется регулирующий момент.

2. Роль общения во взаимоотношениях людей.

- организация совместной деятельности.

- познание людьми друг друга.

- формирование и развитие межличностных отношений.

Организация совместной деятельности.

- перекликается с регулятивной функцией.

Познание людьми друг друга.

Андреева выделяет:

- Перцептивную сторону. Восприятие имеет место, но дело не сводится только к нему.

- Мышление (здесь активно имеет место).

Выделение очень важных аспектов:

Знание другого человека – необходимое условие нормального общения.

В процессе общения происходит познание другого человека.

Формирование и развитие межличностных отношений.

Общение – важнейшее условие для формирования межличностных отношений.

+ Само общение зависит от (условий) межличностных отношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: