1. Уподобление.
(пр: «А что бы я сам сделал?»).
Оценка эмоционального состояния ® переход в соответствующее ® и т.д.
Эмпатия – уподобление в эмоциональном плане.
2. Механизм Рефлексии.
- осознание человеком того, как он воспринимается партнером общения.
3. Каузальная атрибуция.
- выявление причин поведения другого человека.
(каузе – приписывать; атрибуция – выявлять).
Атрибуция – приписывание к-то х-к др. Ч.
4. Эффект Ореола – Галоэффект.
Эффект Ореола – человека наделяют такими характеристиками, которыми он не обладает.
5. Эффект первичности/новизны.
Первичности – при восприятии незнакомого человека (первое впечатление – весьма значительно).
Новизны – последующая информация (меняется представление о человеке).
6. Эффект стереотипизации.
Влияние опыта:
- профессионального.
- этнического.
7. Межличностная аттракция.
- очарование (улыбка, лицо «кирпичом»).
Функции общения.
Подходы к выделению функций:
1. Выделение компонентов коммуникативной активности (когнитивных и регулятивных аспектов в общении) (Ломов).
|
|
При этом выделяется экспрессивный момент общения (выразительность) – проявляется в эмоциональности общения.
- информационно–коммуникативная.
- регулятивно-коммуникативная.
- аффективно-коммуникативная.
Информационная функция.
- обмен информацией.
- развитие информации – раскрытие содержания понятий, его формирование в голове.
- возникновение нового (выводы, заключения).
- формирует позицию, мировоззрение, формируется взгляд на окружающий мир.
Вербальная речь и невербальная коммуникация (экспрессивные моменты усиливают и подчеркивают определенную информацию) ® влияет на содержание.
Регулятивная функция.
- в процессе общения оказываем друг на друга регулирующее влияние (перестраиваем действия других людей – просим что-то сделать, и т.д.).
- саморегуляция.
Между регулирующими установками и саморегуляцией связи сложные, неоднозначные.
Аффективно-коммуникативная функция.
В общении имеет место не только передача информации, но и передача эмоций, отношенческая сфера, эмоциональная сфера Þ автономный (самостоятельный) характер. Проявляется регулирующий момент.
2. Роль общения во взаимоотношениях людей.
- организация совместной деятельности.
- познание людьми друг друга.
- формирование и развитие межличностных отношений.
Организация совместной деятельности.
- перекликается с регулятивной функцией.
Познание людьми друг друга.
Андреева выделяет:
- Перцептивную сторону. Восприятие имеет место, но дело не сводится только к нему.
- Мышление (здесь активно имеет место).
Выделение очень важных аспектов:
|
|
Знание другого человека – необходимое условие нормального общения.
В процессе общения происходит познание другого человека.
Формирование и развитие межличностных отношений.
Общение – важнейшее условие для формирования межличностных отношений.
+ Само общение зависит от (условий) межличностных отношений.