G – общий фон психической энергии.
G–фактор – количество энергии.
База одаренности – интеллект.
2. Векслер, Айзек, Ровен, др.
считали. Что интеллект и творчество – одно и то же.
Сводили творческие способности к интеллекту.
Опирались на результаты эмпирического исследования.
Термен и Кокс.
Провели масштабное исследование.
282 биографии известных людей à провели исследование интеллекта на 17–18 лет (по их достижеиям).
У всех выше 150 IQ.
Термен и др.
Калифорнийский лонгитюд (60 лет).
Отобрали из учащихся разных классов более 1000 одаренных мальчиков и девочек.
Многие из их (» 800) через 30 лет à известны: 67 книг, 150 патентов, доктора наук, вошли в справочник «Лучшие люди Америки», доход в 4 раза больше средней зарплаты, высокий статус, и т.п.
Все эти показатели превышали аналогичные в контрольной выборке (из простых людей) в 30 раз.
Задача исследования – «Сохраняется ли интеллект?»
Торренс.
Сравнил с возможными достижениями творческой личности, но ни один из них не создал ничего нового.
Творческие способности – абстрактный, самостоятельный ид активности, независимый от интеллекта.
Принцип интеллектуального порога: интеллектуальный порог = 115–120 IQ (здесь интеллект и креативность идут рука об руку), от 120 IQ и далее – абсолютно расходятся.
Дж. Гилфорд.
Конвергенция – (применительно к интеллекту) это значит, что интеллектуал может найти из ряда решений единственно верное.
Дивергенция (креативность) – способность предложить на один вопрос веер равновероятных идей; варьирование путей решения проблемы.
3. Кропли (Cropley).
Дивергентное мышление совсем не всегда является креативным.
Критерии креативного мышления:
1. Новизна идей.
2. Полезность этих идей.
3. Эти идеи не должны быть фантастическими, они должны быть применимыми.
3 типа креативной личности:
1. Псевдокреативность – новизна имеется, но нет полезности. Проявляется в нежелании следовать общепринятым нормам, оригинальничании.
2. Квазикреативность – новизна есть, применимости нет.
3. Подлинная креативность – новизна, полезность, применимость есть.
Медник.
База креативного мышления – ассоциации, в их основе усиление связности идей. Еще и поэтому дивергенцию нельзя свести к креативности.
Айзенк
Дорфман, Богоявленская Я.Б., Пономарев, Дружинин (сегодня III подход).