Ч. Спирмен

G – общий фон психической энергии.

G–фактор – количество энергии.

База одаренности – интеллект.

2. Векслер, Айзек, Ровен, др.

считали. Что интеллект и творчество – одно и то же.

Сводили творческие способности к интеллекту.

Опирались на результаты эмпирического исследования.

Термен и Кокс.

Провели масштабное исследование.

282 биографии известных людей à провели исследование интеллекта на 17–18 лет (по их достижеиям).

У всех выше 150 IQ.

Термен и др.

Калифорнийский лонгитюд (60 лет).

Отобрали из учащихся разных классов более 1000 одаренных мальчиков и девочек.

Многие из их (» 800) через 30 лет à известны: 67 книг, 150 патентов, доктора наук, вошли в справочник «Лучшие люди Америки», доход в 4 раза больше средней зарплаты, высокий статус, и т.п.

Все эти показатели превышали аналогичные в контрольной выборке (из простых людей) в 30 раз.

Задача исследования – «Сохраняется ли интеллект?»

Торренс.

Сравнил с возможными достижениями творческой личности, но ни один из них не создал ничего нового.

Творческие способности – абстрактный, самостоятельный ид активности, независимый от интеллекта.

Принцип интеллектуального порога: интеллектуальный порог = 115–120 IQ (здесь интеллект и креативность идут рука об руку), от 120 IQ и далее – абсолютно расходятся.

Дж. Гилфорд.

Конвергенция – (применительно к интеллекту) это значит, что интеллектуал может найти из ряда решений единственно верное.

Дивергенция (креативность) – способность предложить на один вопрос веер равновероятных идей; варьирование путей решения проблемы.

3. Кропли (Cropley).

Дивергентное мышление совсем не всегда является креативным.

Критерии креативного мышления:

1. Новизна идей.

2. Полезность этих идей.

3. Эти идеи не должны быть фантастическими, они должны быть применимыми.

3 типа креативной личности:

1. Псевдокреативность – новизна имеется, но нет полезности. Проявляется в нежелании следовать общепринятым нормам, оригинальничании.

2. Квазикреативность – новизна есть, применимости нет.

3. Подлинная креативность – новизна, полезность, применимость есть.

Медник.

База креативного мышления – ассоциации, в их основе усиление связности идей. Еще и поэтому дивергенцию нельзя свести к креативности.

Айзенк

Дорфман, Богоявленская Я.Б., Пономарев, Дружинин (сегодня III подход).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: