– десинхрония;
– противоречивость самооценки (от чрезмерно завышенной до заниженной);
– чрезмерная специализация интересов;
– повышенная чувствительность, эмоциональная чувствительность (бурные аффекты, и т.д.);
– проблемы волевых навыков;
– проблемы с физическим развитием (опережает в интеллектуальных/др. областях с недостатком физического развития).
– проблемы в общении;
– низкая социальная адаптивность (хорошо общаются либо с более младшими, либо с более старшими).
Семейные факторы, которые приводят к развитию дисгармоничного типа:
1. Абсолютизация роли образования в семье.
2. Детоцентричность семьи.
3. Эмоциональное безразличие к подлинным нуждам ребенка.
4. Попустительская позиция в отношении развития у ребенка социальных, бытовых, физических навыков.
5. Вмешательство родителей в учебный процесс.
Виды одаренности.
I. по виду деятельности:
1. Практическая – спортивная, организаторская, к ремеслам.
2. Творческая/познавательная.
3. Художественная – эстетическая, хореографическая, музыкальная, и т.д.
|
|
4. Коммуникативная/социальная – лидерская, аттрактивная.
5. Духовно-ценностная – духовная, альтруистическая.
II. по степени проявленности:
1. Актуальная – проявленная и выражающаяся в высоких незаурядных достижениях.
2. Потенциальная – в силу каких-то причин пока не могут быть реализованы.
III. по форме проявления:
1. Явная – ярко и отчетливо идентифицируемая, наблюдаемая (может быть и актуальной, и потенциальной).
2. Скрытая.
IV. по широте проявления:
1. Глобальная – проявляется в широких видах деятельности.
2. Парциальная – проявляется в высоких результатах; как правило, в какой-то одной сфере.
V. по особенностям возрастного развития:
1. Ранняя/вундеркинизм – часто исчезает.
2. Поздняя – проявляется в зрелом возрасте.