1) Метод физического эквивалентирования:
ЦPu = ЦU235*KB
KB – коэф-т взаимозаменяемости.
Приравнивание может происходить по реактивности и по выгоранию
ЭКВ = 1/(1,1- 1,3) – эквивалентный коэф. выгорания
Данный методы имеет недостатки:
- не учитывает разницу реактивности
- не учитывает разницу в затратах на изготовление ТВЭЛов
- не учитывает затрат на получение плутония
2) Метод экономического эквивалентирования:
А) экв-ие с учетом разницы затрат на изготовление АЗ
ЦPu = ЦU235/(0.93*ЭКВ) – дельта Зхим.пер.(или дельта Зтвэл)
Б) Приравнивание исходит из затрат топлива на производство энергии
Идея в том, что независимо от вида топлива(уран или плутоний), топливная составляющая должна быть одинаковой.
ЦPu = ЦU235/(0.93*ЭКТ), ЭКТ – экв-ый коэф. Топливной составляющей
на тепловых н-нах: ЭКВ=ЭКТ
на Б.Н.: ЭКТ=0,6
Экономические условия существования замкнутого цикла
Целью реализации замкнутого цикла является экономия природного сырья.
Качественной характеристикой является коэф. Возврата топлива в цикл(КВЦ)
Препятствием к реализации замкнутого цикла является наличие затрат, связанных с переработкой.
дельтаGпр не учитывают возможности использования плутония в энергетических целях.
____________________________________________________________________________
Заключительная стадия топливного цикла предполагает 2 возможных варианта:
1) Отработанное топливо подвергается переработке с целью отделения плутония от оставшегося урана., полученного в процессе деления(переработка)
2) Прямое захоронение. Предусматривает захоронение отрабатываемого топлива после длительного периода обработки.
В целях снижения требований к транспортированию, отработавшее топливо содержится в бассейне хранилища несколько лет, что позволяет значительно сократить его тепловыделения. Затраты в период хранения покрываются эксплуатационными затратами АЭС.
Процесс переработки позволяет использовать извлеченный уран и плутоний вместо их захоронения.
Экономическая выгода от этого предполагает:
1) извлеченный материал немедленно используется в повторном цикле реактора и с той же расчетной глубиной выгорания топлива.
2) осуществляется однократный повторный выгруз.
Однократный ре-цикл извлеченного материала допускает снижение на 20-25% потребности в природном уране. Следовательно, на 4% снижется стоимость исходного топливного цикла.
Экономическая выгода от использования плутона предполагает, что он повторно используется в базовом реакторе только 1 раз (в виде МОКС – топлива)
МОКС – смешанное оксидное топливо.
Задержки в осуществлении повторного цикла влекут за собой доп. затраты, т.е. затраты на доп. хранение и доп. обработку топлива.
Транспортировка плутония, предстшествующая процессу изготовления так же вызывает увеличение затрат.
Перспективы по использование МОКС-тполива должны быть рассчитаны на прием плутония без последующей очистки даже в случае увеличения периода хранения.