В современных условиях систему управления АПК следует рассматривать как подсистемы государственного и хозяйственного управления. Государственное управление имеет главной целью осуществление федеральной и региональной агропромышленной политики, а также обеспечение интересов государства, регионов и муниципальных образований в сфере АПК.
Под хозяйственным управлением понимается процесс целенаправленной деятельности обособленного аппарата в рамках определенного организационно-правового статуса, направленной на удовлетворение производственно-экономических, финансовых и социальных интересов участников агропромышленной интеграции.
Целью хозяйственного управления является развитие предпринимательской, коммерческой деятельности юридических и физических лиц в системе АПК. Хозяйственное управление АПК включает в себя:
- управление на уровне предприятия и его структурных подразделений, отраслевое управление предприятиями сельского хозяйства, переработки, агросервиса и других отраслей;
- межотраслевое управление, координирующее деятельность различных отраслей, предприятий и других субъектов рынка;
- территориальное управление, координирующее деятельность всех хозяйствующих субъектов АПК, расположенных на территории района, области, федерации.
Многоуровневая структура хозяйственного управления АПК включает в себя: на районном уровне - отраслевое и межотраслевое управление АПК района; на областном уровне - отраслевое и межотраслевое управление АПК области; на федеральном уровне - федеральное отраслевое и межотраслевое управление АПК России. Кроме основной (постоянно действующей) хозяйственной иерархической структуры, могут создаваться так называемые сопутствующие (промежуточные) хозяйственные структуры - внутрирайонные и межрайонные, внутриобластные (региональные) с различными организационно-правовыми формами.
В современных условиях важное значение приобретает организация управления предприятиями и организациями АПК, прежде всего, вертикальной структуры хозяйственного управления (хозяйственной иерархии) на всех уровнях аграрной экономики с учетом ее отраслевой, межотраслевой и территориальной специфики, условий деятельности конкретных хозяйствующих субъектов.
В АПК сложились разнообразные организации хозяйственного управления, соответствующие разным организационно-правовым формам хозяйствования: акционерным обществам, хозяйственным товариществам, ассоциациям юридических лиц, ассоциациям кооперативов, потребительским кооперативам. Каждой организационно- правовой форме соответствует своя система управления. В этой связи можно выделить акционерный, ассоциативный и комбинированный типы хозяйственного управления.
Хозяйственное управление в АПК может строиться по трем вариантам.
1. Организация системы хозяйственного управления преимущественно на коммерческой основе ("жесткий" вариант) применяется открытыми и закрытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью и др.
2. Организация системы хозяйственного управления преимущественно на некоммерческой основе в форме "мягких" структур. В этом случае участники создают некоммерческую организацию в виде ассоциаций юридических лиц, ассоциаций кооперативов, потребительских кооперативов.
3. Организация хозяйственного управления, сочетающая коммерческую и некоммерческую основы.
Рассмотренные варианты раскрывают принципиальные характеристики хозяйственного управления в АПК.
Хозяйственное управление в некоторых зарубежных странах, например, США, Великобритании, Франции и других, построено на основе узкоспециализированных формирований, создаваемых фермерскими хозяйствами. Они являются высокотоварными предприятиями и в значительной мере ориентированы на экспорт. Отраслевые формирования, созданные фермерами, занимаются переработкой продукции, сбытом, поставкой средств производства, агросервисом и другими видами деятельности.
Центральным органом государственного управления агропромышленным комплексом на территории России является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерство сельского хозяйства и другие министерства и ведомства России проводят единую государственную политику развития АПК
В систему органов государственного управления АПК входят:
министерства сельского хозяйства республик в составе России;
управления (департаменты) сельского хозяйства краев, областей и автономных образований;
комитеты продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга;
районные управления (отделы) сельского хозяйства.
Основными задачами органов управления АПК являются создание благоприятных условий для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей АПК; проведение аграрной реформы; организация подготовки кадров; содействие развитию аграрной науки и распространение передовых технологий и новых методов хозяйствования.
В функции органов управления АПК входят:
реализация мероприятий по воспроизводству плодородия почв и охране окружающей среды;
организация племенного дела;
организация семеноводства, сортоиспытания, сортообновления, производство и испытание посадочного материала;
пропаганда научно-технического прогресса, информационная деятельность;
выработка технической политики, организация агросервиса и консультативного обслуживания в АПК;
подготовка кадров для АПК;
организация международного научно-технического и экономического сотрудничества;
правовое обеспечение рыночных отношений и организация юридической службы;
обеспечение государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных актов и проведением мероприятий по защите растений, качеством семенного и посадочного материалов, техническим состоянием машинно-тракторного парка и оборудования, соблюдением ветеринарного устава и осуществлением мер по охране и защите животных, проведением карантинных мероприятий.
Ряд вопросов органы управления АПК могут решать только в тесном взаимодействии с органами управления других уровней и отраслей, среди них:
разработка основных направлений аграрной и продовольственной политики;
прогнозирование развития и размещения отраслей АПК;
подготовка и осуществление государственных программ социального и экономического развития регионов, территорий, отраслей АПК;
содействие развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других форм предпринимательства, подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества;
осуществление государственных инвестиций в социальную сферу на селе;
ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
разработка методических рекомендаций и организация бухгалтерского учета, оперативной, статистической отчетности и ревизионной работы;
разработка и осуществление государственной программы, нормативных актов, рекомендаций по приватизации;
разработка балансов продовольствия, научно обоснованных норм и рекомендаций по питанию, изучение конъюнктуры рынка по экономическим районам и зонам;
подготовка предложений по регулированию ценовой и кредитной политики, налогообложению, финансовой поддержке, формированию рыночной инфраструктуры.
Государственное управление земельными ресурсами, проведение земельной политики и земельной реформы осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике.
Для организации подготовки кадров сельского хозяйства в составе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации имеется Департамент кадровой политики и образования.
Научное обеспечение агропромышленного комплекса осуществляет Российская академия сельскохозяйственных наук, которая является самоуправляемой научной организацией, действующей на основании законов РФ и устава. Ее основными задачами являются: координация фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области АПК, обеспечение подготовки научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльной деятельности предприятия путем рациональной организации Производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное Использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего функционирования фирмы, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении конкурентов, условиях и формах финансирования, конъюнктуре в отрасли или стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянный риск. Целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление определенной степени свободы и самостоятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
В связи с этим в задачи менеджмента входят: обеспечение автоматизации производства и подбор работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование работы сотрудников путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
постоянный контроль за эффективностью деятельности предприятия, координация работы всех его подразделений;
постоянный поиск и освоение новых рынков.
К задачам, решаемым менеджментом, также относятся:
определение конкретных целей развития фирмы;
выявление приоритетности целей, очередность и последовательность их решения;
разработка стратегии развитии фирмы — хозяйственных задач и путей их решения;
выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
контроль за выполнение поставленных задач. Задачи управления усложняются по мере увеличения масштабов производства, что требует возрастающих объемов ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др.