Сущность логистического подхода. Концептуальные направления развития логистики

Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии, так как исследование развития и функционирования больших систем требует только системного подхода.

Можно сказать, что логистический подход - это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние па смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:

- постановка целей развития и нахождение их оптимального сочетания;

- определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;

- взаимоувязка целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода - анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им характеристику, а также количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет их влияние на параметры исследуемой системы. Синтез используется в процессе разработки и функционирования формализованной динамической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление". Ранее целевая функция этого комплекса Ь(С) ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев и рассчитывалась по формуле

где Сс,СП, Сх, Ср, Ст - затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зрения логистики целевая функция комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - сирое - потребление" рассчитывается так:

Оптимизация основывается па определенной совокупности исходных положений:

- исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;

- каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;

- функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;

- взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Сущность логистической оптимизации по Парето заключается в следующем. Пусть в логистической системе выделяется т подсистем. Введем следующие обозначения:

к = 1,т -совокупность подсистем логистической системы;

Хк -вариант экономического поведения £-й подсистемы;

1к = /(хк) -целевая функция к-и подсистемы;

х= (Хр хп/) -вариант экономического поведения логистической системы как композиция типов подсистем;

с = (с,, ст) -вектор значений целевых функций подсистем;

Хк -множество допустимых значении вариантов экономического поведения к-и подсистемы;

X -множество допустимых вариантов экономического поведения логистической системы в целом, состоящих из композиции допустимых вариантов подсистем и удовлетворяющих дополнительным общим ограничениям логистической системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить задачу векторной оптимизации на множестве допустимых вариантов поведения подсистем и логистической системы в целом с целевой функцией

Решение этой задачи позволяет находить эффективные варианты экономического поведения логистической системы, оптимизированные по Парето. Допустимое решение х* = (х*х*), которому соответствует вектор с* = = (с* с*), является эффективным, если не существует другого допустимого решения х = (хг хт), которому отвечает вектор с - (С/,ст) такой, что:

Эффективное решение X совокупности подсистем - это такое допустимое экономическое поведение логистической системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. Иными словами, понятие оптимальности по Парето выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации но Парето для системы, состоящей из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.

Рис. 2.2.Граница оптимальных решении по Парето

Здесь линия ЛВ отображает множество значений целевых функций. Величины С(и С9 - значения целевых функций подсистем при их изолированном функционировании, Подсистемы логистической системы заинтересованы в таком совместном функционировании, чтобы в итоге получить значения итоговых целевых функций не хуже, чем С, и С). Отсюда следует, что решение необходимо искать на участке ИЕ. Для подсистемы I неприемлемы все решения, лежащие левее С{Оу, для подсистемы II - ниже С2Е.

Практически это означает, что логистика ведет к отказу от проведения отдельных мероприятий по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь тем, что дефицит (превышение спроса над предложением) позволяет поставщику диктовать условия поставок. Продавец заинтересован в условиях, которые позволяют лично ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг потенциальных потребителей. Превышение же предложения над спросом дает потребителю возможность выбирать поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут только те поставщики, которые в состоянии выполнить все требования потребителей. При этом логистика позволяет экономически сильным фирмам перераспределить запасы таким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные с храпением материальных ресурсов, и не подвергаться риску оказаться без резервных запасов.

Развитие логистики характеризуется тем, что одновременно с эволюцией ее концепции идет процесс разработки методических основ калькуляции издержек, хотя он протекает не столь быстро и однозначно. Проблема здесь, прежде всего, заключается в выявлении структуры себестоимости продукции и услуг.

Импульсом к анализу логистических издержек послужила нестабильность экономического положения западных стран в середине 50-х годов, ставшая причиной снижения прибылей компаний. Первоначально к таким издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций и развитием идеи функциональных компромиссов многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию «полных издержек распределения». В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объяснив это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо поэтому включить в систему логистики.

В дальнейшем, когда получили распространение межфункциональные компромиссы, произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику стал внедряться метод суммарных издержек.

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция расходов стала осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы логистической системы, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке «миссии», т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках определенной ситуации «продукт – рынок». Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с подходом «миссий» одним из базовых принципов калькуляции логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций. Это означает, что данный принцип должен дать возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такое требование возникает в связи с тем, что оперирование средними величинами функциональных расходов таит в себе опасность, поскольку в случаях идентифицирования затрат могут не попасть в поле зрения значительные отклонения, находящиеся по обе стороны средних значений. Таким образом, современная система калькуляции издержек рассматривается, с одной стороны, как система, определяющая общие затраты на логистику в соответствии с ее целями («выходами»), а с другой – как сумма расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики («входов»). При этом издержки по «входам» и «выходам» согласовываются между собой.

Наивысшая эффективность калькуляции издержек сферы распределения достигается при раздельном определении расходов, связанных с выполнением конкретных задач данной сферы, и различных «вводимых ресурсов», задействованных в достижении этих целей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: