Границы Интернета

Возможно, чтение этого раздела вызвало у вас вопрос: А можно ли точно очер­тить границы Интернета, если он так тесно встроен в общую инфраструктуру операторов связи?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте более подробно рассмотрим типичные сети поставщика услуг и его клиентов, представленные на рис. 5.8.

Поставщик услуг имеет двух корпоративных и большое число индивидуальных клиентов. Он имеет также несколько соединений с другими поставщиками, че­рез которых получает доступ ко всем остальным поставщикам услуг, входящим в Интернет. В ISP-сети находятся несколько серверов, на которых размещаются веб-сайты, доступные всем пользователям Интернета.

Однако у клиента СС1 есть и такие информационные ресурсы, которые содержат внутреннюю информацию корпорации и должны быть доступны только сотруд­никам корпорации. Поэтому клиент СС1 установил в своей сети особое ком­муникационное устройство — брандмауэр. Брандмауэр защищает ту часть сети, в которой находятся внутренние серверы, поэтому доступ к ним могут получить только клиенты, находящиеся внутри этой сети, а запросы всех внешних клиен­тов к этим серверам блокируются. В то же время брандмауэр не препятствует доступу внутренних клиентов к внешним информационным ресурсам, то есть к ресурсам Интернета, и пропускает ответы внешних серверов с необходимой сотрудникам предприятия информацией (если бы сотрудникам доступ к ресур­сам Интернета был не нужен, то проще было бы не использовать брандмауэр, а физически отсоединить внутреннюю сеть от ISP-сети).


К другим поставщикам услуг

Корпоративный клиент СС2 восточный филиал
Удаленный пользователь

Корпоративный клиент СС2 — западный филиал

х Данила

Домашние клиенты

- ресурсы, доступные для пользователей Интернета

Рис. 5.8. Границы Интернета

Корпоративный клиент СС1 обладает собственной сетью, которая включает не­сколько серверов с размещенных на них информацией, а также большое коли­чество клиентских компьютеров для сотрудников предприятия. Корпоративный клиент СС1 имеет постоянное высокоскоростное соединение с поставщиком услуг и пользуется базовой услугой доступа в Интернет, которая обеспечивает обмен данными его корпоративной сети с ISP-сетью и через нее транзитом — с сетями других поставщиков услуг. В интересах своего бизнеса клиент СС1 поддерживает несколько собственных веб-сайтов, доступных всем пользователям Интернета.

Основная часть домашних клиентов поставщика услуг подключаются к нему с помощью коммутируемого модема, а два их них — Данила и Полина — имеют постоянные соединения с ISP-сетью через ADSL-модемы. Данила и Полина раз­вернули на своих домашних компьютерах собственные веб-сайты, так что каж­дый пользователь Интернета может подключаться к ним и пользоваться их ин­формацией.

Корпоративный клиент СС2 имеет два филиала, расположенных в разных горо­дах, — Западный и Восточный. В каждом из филиалов есть собственная локаль­ная сеть. Эти сети работают на технологии TCP/IP — той же, что и Интернет.


Клиент СС2 пользуется услугами ISP не для доступа в Интернет, а для того, чтобы объединить сети своих подразделений в единую корпоративную сеть. Дос­туп в Интернет ему не нужен, более того, ему необходимо обеспечить высокую степень конфиденциальности своих передаваемых данных. Он не защищает свои ресурсы самостоятельно, как клиент СС1, а пользуется услугой виртуальной ча­стной сети, которая гарантирует ему, что сети двух его филиалов будут полно­стью изолированы от трафика Интернета. Поэтому все информационные ресур­сы его Западного и Восточного филиалов — веб-сайты, базы данных и т. п. — доступны только пользователям клиента СС1. Сотрудники клиента СС2 лише­ны возможности пользоваться услугами Интернета, так как их запросы в Интер­нет не передаются.

Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, является ISP-сеть частью Интер­нета? С одной стороны, да, так как она передает транзитом трафик клиентов Ин­тернета и, кроме того, содержит информационные ресурсы общего пользования. Действительно, показанный на рисунке удаленный пользователь Интернета мо­жет сделать запрос к любому веб-сайту нашего поставщика услуг.

В то же время часть транспортной инфраструктуры ISP к Интернету не относит­ся. Это, например, коммуникационное устройство D5, которое используется ис­ключительно для обслуживания клиента СС2, и канал связи между D5 и D4. В ISP-сети есть также устройства и каналы, которые обсуживают клиентов Ин­тернета только частично — это устройства Dl, D2, D4 и соединяющие их каналы.

Поэтому однозначное «Да» не точно отражает ситуацию — границы ISP-сети не являются границами Интернета, хотя мы и говорим, что Интернет состоит из ISP-сетей.

Аналогичная ситуация складывается и с сетью клиента СС1. С одной стороны, можно просто сказать, что его сеть не является частью Интернета, потому что он не поставщик услуг, а клиент. Кроме того, в сети СС1 есть ресурсы, защищенные брандмауэром и, очевидно, частью Интернета не являющиеся. С другой стороны, в сети СС1 есть веб-сайты, которые доступны всем пользователям Интернета, в том числе нашему удаленному пользователю. Для удаленного клиента эти веб­сайты ничем не отличаются от веб-сайтов, находящихся в ISP-сети.

Домашние клиенты, имеющие коммутируемое подключение к Интернету, как пра­вило, не размещают свои веб-сайты на домашних компьютерах, так как большую часть времени они все равно останутся недоступными остальным пользователям Интернета. Однако домашние пользователи, имеющие постоянное подключение к Интернету через ADSL-модем, могут это делать. Данила и Полина поддержи­вают свои веб-сайты, так что удаленный пользователь при желании может вос­пользоваться размещенной на них информацией.

Таким образом, с точки зрения пользователей Интернет представляет собой на­бор информационных ресурсов, рассредоточенных по различным сетям — ISP- сетям, корпоративным сетям, а также сетям и компьютерам домашних пользова­телей.

Транспортные средства Интернета также достаточно «виртуальны» — можно счи­тать, что они представляют собой часть ресурсов коммуникационных устройств и каналов операторов связи, которые обеспечивают передачу трафика Интернета, то есть трафика между клиентами Интернета и его информационными ресурсами (или между двумя клиентами Интернета, если это трафик электронной почты или 1Р-телефонии).

В общем случае сеть отдельного поставщика услуг обычно называют частной IP- сетью, так как с помощью этой сети оператор оказывает как услуги Интернета, так и другие услуги, не относящиеся непосредственно к Интернету, например, услуги VPN. Если эти предоставляемые сервисы реализуются с помощью тех же технологий, на которых построен Интернет (то есть транспорта TCP/IP и ин­формационного сервиса WWW), то такие услуги часто называют услугами ин- трасети (intranet).

Выводы

Компьютерные сети предоставляют услуги двух типов: информационные и транспортные. Часто под термином «сетевые услуги» понимают транспортные услуги, считая, что основной функцией сети является передача информации. Информационные услуги предоставляются конечными узлами сети — серверами, а транспортные — промежуточными узлами, которыми являются коммутаторы и маршрутизаторы сети.

Компьютерную сеть можно описать с помощью обобщенной структуры, которая справедлива для любой телекоммуникационной сети. Такая обобщенная структура состоит из сетей досту­па, магистрали и информационных центров.

Специализированное предприятие, которое создает телекоммуникационную сеть для оказа­ния общедоступных услуг, владеет этой сетью и поддерживает ее работу, называется опера­тором связи.

Операторы связи отличаются друг от друга набором предоставляемых услуг, территорией, в пределах которой предоставляются услуги, типом клиентов, на которых ориентируются их услуги, а также имеющейся во владении оператора инфраструктурой — линиями связи, ком­мутационным оборудованием, информационными серверами и т. п. Операторов связи, спе­циализирующихся на предоставлении услуг компьютерных сетей, обычно называют поставщи­ками услуг.

Корпоративная сеть — это сеть, главным назначением которой является поддержание работы конкретного предприятия, владеющего сетью. Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия.

Интернет является уникальной компьютерной сетью, предоставляющей разнообразные услуги во всемирном масштабе. Интернет использует стек TCP/IP для объединения сетей различных технологий в единую составную сеть. Популярность информационных услуг Интернета (элек­тронная почта, WWW, чат) привела к тому, что транспортные протоколы стека TCP/IP стали ос­новными протоколами любых составных сетей.

Вопросы и задания

1. Какой термин соответствует приведенному ниже определению сети?

Сеть, предназначенная для концентрации информационных потоков, посту­пающих по многочисленным каналам связи от оборудования пользователей.

2. Приведите примеры информационных центров различных типов телекомму­никационных сетей.

3. Перечислите основные требования, которым должны удовлетворять сети до­ступа и магистральные сети.

4. Перечислите типы клиентов операторов связи.

5. Можно ли назвать сеть оператора связи корпоративной сетью?

6. Назовите основные характеристики сетей операторов связи.

7. Является ли аренда каналов связи традиционной или новой услугой для те­лекоммуникационных операторов?

8. Какие дополнительные услуги может предложить начинающий альтернатив­ный оператор для привлечения клиентов?

9. Любые ли коммуникационные устройства, работающие в корпоративной сети, называют корпоративными?

10. В чем отличие ISP Tier 1 и Tier 2?

11. В чем заключается услуга по предоставлению доступа в Интернет?

12. Можно ли предоставлять услуги Интернета, не обладая собственными кана­лами связи?

13. Заполните представленную ниже таблицу, установив соответствие между опи­саниями сетей и их типами (один тип сети не описан).

Описание сети Корпора­тивная сеть Сеть кампуса Сеть отдела Сеть оператора
Сеть используется группой сотрудников до 100-150 че­ловек        
Все сотрудники сети свя­заны с решением частной бизнес-задачи        
Сеть создана на основе ка­кой-либо одной сетевой технологии        
Сеть включает тысячи пользовательских компью­теров, сотни серверов        
Сеть обладает высокой степенью гетерогенности компьютеров, коммуника­ционного оборудования, операционных систем и приложений        
Описание сети Корпора­тивная сеть Сеть кампуса Сеть отдела Сеть оператора
Сеть использует глобальные связи        
Сеть объединяет более мелкие сети в пределах от­дельного здания или одной территории        
Глобальные соединения в сети не используются        
Службы сети предоставля­ют всем сотрудникам дос­туп к общим базам данных предприятия        

14. В сетях какого типа, корпоративных или ISP-сетях, доля локальных сетей больше?

15. На какие уровни иерархии можно разделить корпоративную сеть?

16. Назовите варианты специализации поставщиков услуг.

17. Входит ли корпоративная сеть в состав Интернета, если она имеет постоян­ное подключение к ISP-сети?

18. Каким способом альтернативный локальный оператор связи может обеспе­чить индивидуальный доступ клиентов к ресурсам своей сети?

19. Какие проблемы потребовалось решить при демонополизации телекоммуни­кационной отрасли?

20. Как вы могли бы интерпретировать понятие «виртуальная частная телефон­ная сеть»?

21. Опишите последовательность необходимых с вашей точки зрения действий руководства предприятия для того, чтобы это предприятие могло стать по­ставщиком услуг Интернета и начать предоставлять услуги клиентам.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: