Список ключевых слов: теория очередей, дисциплина первым пришел — первым обслужен, марковское, или пуассоновское, распределение, коэффициент использования.
Определить основные характеристики QoS и сформулировать требования к ним — это значит наполовину решить задачу. Пользователь формулирует свои требования к качеству обслуживания в виде некоторых предельных значений характеристик QoS, которые не должны быть превышены, например, он может указать, что предельное значение вариации задержки пакетов не должно превышать 50 мс с вероятностью 0,99.
Но как заставить сеть справиться с поставленной задачей? Какие меры нужно предпринимать, чтобы вариации задержек действительно не превысили эту величину? И как гарантировать пользователю, что средняя скорость передачи его потока через сеть будет соответствовать средней скорости входящего в сеть потока?
Долгое время эти вопросы не считались вопросами первостепенной важности. Сети с коммутацией пакетов были первоначально разработаны для передачи асинхронного трафика, так что с задержками можно было мириться. Однако сегодня, когда сети передачи данных начали переносить различные типы трафика, в том числе и чувствительного к задержкам, вопросы обеспечения показателей QoS вышли на первое место.
Для понимания механизмов поддержки QoS необходимо исследовать процесс образования очередей в сетевых устройствах и понять наиболее существенные факторы, влияющие на длину очереди.