Тема 3. Принципы трудового права

Понятие и система принципов права.

Запрещение принудительного труда

Запрещение дискриминации в сфере труда.

1 Понятие и система принципов права.

Принцип в переводе с латинского языка означает «основа», «первоначало». В теории трудового права под принципами понимаются исходные начала, основные положения и общая направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо отдельных ее отраслей или институтов. Право выступает в виде конкретных установлений (дозволение, веление, запрет и т.д.), а норма права – в виде конкретной модели поведения людей и организаций в различных жизненных ситуациях. Смысл правовой нормы помогает понять ее толкование, а связь ее с другими нормами, пути развития правового регулирования поясняют принципы права. Правовые принципы необходимо отличать от правосознания, которое базируется на оценочных суждениях о праве.

Отличие принципа права от нормы права заключается в следующем:

а) принцип не определен так же конкретно, как норма права (гипотеза, диспозиция, санкция);

б) принципы более долговечны, они определяют содержание действующих норм, а также их развитие в будущем;

в) они служат основой объединения норм в отрасли, правовые институты.

Особенности принципов:

они выражают государственную волю (как и норма права) в трудовых правоотношениях;

обладают системностью (распространяют их действие на всю систему трудового законодательства, а также взаимосвязаны с другими нормами), стабильностью (принципы трудового права действуют более длительное время, чем нормы права), иерархичностью между собой (есть основные принципы и неосновные, принципы отрасли и институтов);

выражают подчинение норм принципам (поскольку норма права не может противоречить принципу трудового права) и т.д.

Правовые принципы в общетеоретическом аспекте принято классифицировать на виды по различным основаниям, но наиболее распространенное деление – по степени распространения. По этому критерию они делятся на общеправовые (среди которых различают конституционные и международно-правовые), межотраслевые, отраслевые (которые могут делиться на основные и дополнительные), принципы подотраслей, принципы отдельных институтов. Общеправовые принципы отражают то существенное, что присуще всему праву в целом и связано со всеми отраслями или большинством отраслей. В нескольких смежных отраслях права действуют межотраслевые принципы. Принцип свободы труда распространяется не только на трудовое, но и на административное, гражданское право. Вопрос о существовании принципов отдельных правовых институтов является в юридической литературе дискуссионным. В трудовом праве в качестве доказательства существования таких принципов можно привести статью 24 ТК РФ, в которой указаны основные принципы института социального партнерства.

Трудовой кодекс РФ учитывает требования Декларации МОТ от 18 июня 1998 г. «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», перечисляя принципы трудового права в ст. 2 ТК РФ.

2 Запрещение принудительного труда

В российском ТП у этого принципа трудная судьба: КЗоТ 1918г. ввел всеобщую трудовую повинность, фактически легализовав принудительный труд. В КЗоТ 1922г. несмотря на общий принцип договорного привлечения к труду допускалась в исключительных случаях трудовая повинность. И только в 1992г. КЗоТ 1971г. с учетом принятой в 1991г. Декларации прав и свобод человека и гражданина закрепил принцип запрета принудительного труда.

В ст. 4 ТК РФ принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой какого-либо наказания, в том числе (российский законодатель идет дальше международных стандартов, использовав выражение «в том числе») в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д.

Содержание принципа в целом соответветствует международным стандартам, в том числе:

- Конвенции №105 МОТ «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.). Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме:

а) в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

б) в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в) в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

г) в качестве средства наказания за участие в забастовках;

д) в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания (ст. 1).

- ст. 4 Всеобщей декларации прав человека, которая в Международном пакте о гражданских и политических правах логически переходит к недопустимости принудительного или обязательного труда (ст. 8.3).

- Конвенции №29 МОТ «О принудительном и обязательном труде» (1932г.).

Основной признак принудительного труда в соответствии с международными стандартами - отсутствие добровольного согласия работника на выполнение той или иной работы. Этот признак в Трудовом кодексе РФ, ксожалению, текстуально не упоминается, но он выводится из системноготолкования ст. 4, 60, 72 ТК РФ.

Перечень форм принудительного труда дан открытый, перечень форм, не считающихся принудительным трудом (ст.4) – закрытый.

3 Запрещение дискриминации в сфере труда

Дискриминация (ограничение, ущемление) – это общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами.

Дискриминация во всех формах запрещается внутренним правом демократических государств, а также международным правом. Дискриминация не может быть морально и нравственно оправдана, так как она ущемляет права людей, а также приводит к тому, что таланты многих людей остаются невостребованными, что в конечном счете вредит производительности труда.

Общепризнанный принцип равенства в правах является международно-правовой основой положения о равных возможностях для реализации трудовых прав. Он закреплен в преамбуле и первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где говорится, что всем членам человеческой семьи присущи равные и неотъемлемые права, что все люди рождаются равными в правах и что каждый человек должен обладать всеми правами без какого бы то ни было различия в отношении перечисленных признаков - раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное происхождение, социальное происхождение.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека (ст. 2) речь идет о гарантиях осуществления провозглашенных в нем прав "без какой бы то ни было дискриминации". Формулы, касающиеся отдельных прав в этом Пакте, обозначают их принадлежность каждому человеку.

Статья 10 Декларации ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин (7 ноября 1967 г.) провозглашает обязательность принятия всех надлежащих мер для обеспечения женщинам одинаковых прав с мужчинами в социально-экономической деятельности, в частности: а) права без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности; б) права на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд; в) права на оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и других случаях потери трудоспособности.

В ст. 11 Конвенции ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) установлено, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости с тем, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права.

Не считаются дискриминацией различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанные на специфических требованиях таковой (ст. 1.2), а также меры, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, признанных нуждающимися в особой защите и помощи (ст. 5.2).

Системный аннализ ст. 3, 64 ТК РФ позволяет утверждать, что запрещенная дискриминация в сфере труда – установление различий, исключений,предпочтений, не обусловленных деловыми качествами работников. Однако в ТК РФ нет понятия деловых качеств. К их числу следует относить: творческий и рациональный потенциал при выполнении заданий, активность, инициативность, предприимчивость, способность воспринимать и внедрять новое, изобретательность, упорство и оперативность в достижении цели, развитое чувство долга и ответственности и т.д. Представляется обоснованным утверждение, что деловые качества гражданина не могут дать всеобъемлющего представления о его соответствии, например, поручаемой работе при трудоустройстве в конкретной организации, при выдвижении на вышестоящую должность и решении иных кадровых вопросов. В этих случаях решающее значение приобретают профессиональные и личностные качества претендента.

Профессиональные качества характеризуют уровень подготовленности гражданина к выполнению обязанностей по определенным профессии, специальности, должности и отражаются в присвоенной ему квалификации (в утверждаемых квалификационных характеристиках они отражаются в разделах: «должен знать», «должен уметь» и «предъявляемые требования»).

Личностные качества - устойчивые свойства личности (как стабильной организации характера, темперамента, интеллекта и тела), характеристики поведения, обусловливающие определенные стереотипы поведения человека в конкретной ситуации. Условно в личности выделяют три сферы:

- потребности, интересы, ценности, идеалы - ее устремления, т.е. мотивы деятельности и уровень притязаний;

- задачи, способности, таланты, наклонности - ее возможности, т.е. интеллектуальный и личностный потенциал;

- индивидуально-психологические особенности характера - состояние личности.

Не относящиеся к дискриминации различия, исключения, предпочтения и ограничения прав работников, как обусловленные требованиями поручаемого им труда, так и вызванные особой заботой государства в отношении отдельных категорий граждан, должны быть закреплены нормативными предписаниями самого ТК РФ либо других законов. Например, ст. 63 ТК РФ определены возрастные ограничения приема на работу, состоящие в том, что по общему правилу прием на работу граждан возможен с 16 лет. Ограничения, связанные с психофизическими возможностями работников, установлены ст.ст. 253, 265 ТК РФ. Женщины и несовершеннолетние работники до 18 лет не допускаются к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда. Кроме того, согласно ст. 244 ТК РФ несовершеннолетним не могут поручаться работы, требующие заключения с ними договоров о полной материальной ответственности. Кроме того, законодательством предусмотрены ограничения, связанные с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также дисквалификацией работника. Исключения, связанные со спецификой профессиональной служебной деятельности, особо определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранные граждане вправе быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на основании действующего законодательства. Действующим законодательством предусмотрены и иные различия, исключения, предпочтения и ограничения, не являющиеся дискриминацией. Эти особенности правового регулирования в сфере труда отдельных категорий работников находят свое отражение в различных специальных нормах о труде или специальных нормативных правовых актах, содержащих такие нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: