Матарам в первой четверти X в

Политическое положение Матарама стало относигельно стабильным, когда трон в Менданге удалось захватить Балитунгу, хаджи Васукуры, области на юге Кеду. Как свидетельствует эпиграфика, за период от 898 до 910 гг. другие монархи не упоминаются, и махараджа Дхармодайя Махашамбху (Воссиявший Великим Законом Великий Шива), как пышно именозал себя Балитунг, по всей вероятности, воссоединил Центральную Яву под властью Матарама. Он вел свое происхождение от рату Санджаи как от божественного предка – основателя Матарама. Балитунг распространил власть Матарама не только на Центральную Яву вплоть до южной части бассейна Соло, но и на прилегающие районы Восточной Явы, до излучины Брантаса.

Начиная с прваления Балитунга в яванском государстве нарастают централйзаторские тенденции в политике королей Матарама, постепенно расширяется власть магараджи Матарама как единого правителя, рака все боле полно инкорпорируются в территоркально-администратвиную систему Матарама, сама эта система становится более сложной, фунеционально разнообразной. Эти тенденции постепенно усиливались при монархах, правивших в Матараме после Балитунга в первйо четверти Х в. Это короли (махараджи) Дакша (913-919?), Тулодонг (919—921), Вава (924—928).

Экономическая и политическая власть крупных удельных рака в Матараме была все еще сильна и ползволяла им вести борьбу за овладение статусом верховного правителя, короля-махараджи, священная резиденция которого находилась в Мендунге, обители духов королевских предкоа-покровителей. Поэтому претенденты на «великий стол» Матарама стремились доказать преемственность своей власти от власти Санджаи. Но, становясь махараджей, они все же сохраняли за собой титул владетеля той области, где они правили как ркка (махараджа рака Лаянга Тулодонг, махараджа рака Сумбы Вава, махараджа рака Ватукуры Балитунг). В этом смысле королевская власть еще не отделилась от среды рака.

Но в первой половине X в. усиливаются деспотические начала в отношениях короля с подданныими, прерогативы королевской семьи. Высшие сановники государства с титулами рака — из числа близких родичей или свойственников монарха. Они представляли наиболее почетные должмости главных министров двора и управителей областей, входивших в состав Матарама как на Центарльной, так и на Восточной Яве: это махамантри и мапатихи. Наследником престола становился махамантри рака хино, который от имеки короля передавал распоряжения и указы высшим чиновникам для дальнейшей передачи и исполнения.

Несмотря на определенные признаки централизации и территориальный рост яванского корольвства под эгидой Матарама, его внутриполитическое положение и лосле Белктучга характеризовалось борьбой за престол. Периоды правления Дакши, Тулодонга и Вавы были очень короткими. Дакша, чтобы закрепить свое положение как «законного» монарха, преемника священной силы предков Матарама, сменил в своих надписях традиционное летоисчисление по эре Шака на так называваемую «эру Санджаи». Неясно, помог ли ему этот декларативный жест оградить свой статус от возможных узурпаторов, к которым относят Тулодонга.

Постепенно укрепляется экономическая власть государства, хотя земли для раздач выделять уже труднее. В начале X в. отмечено создание монархом симы для своего храма «из кусков» за счет необработанных земель соседних общин. Но продолжается и дарение им казенных вануа. У чиновников центральных ведомств существует (возможно, и ранее) условное землевладение, свои казенные округа, переданные для кормления, явно – монархами. У местных властей также встречаются кормления такого рода.

Интересны данные архива одного представителя местной власти, который построил храм; монарх предоставил этому храму Симу, превратив в нее казенную вануа. Кроме того, центральный чинопннк и представитель местной власти могли, как и прежде, давать духовенству необработанные земли, но их уже брали не только у общины, как ранее, но и у конкретных крестьян. Так самгаты, первоначально выступавшие только как местные администраторы, все более фигурируют и как землевладельцы. Самгат на уровне своей области теперь имел и административную и владельческую власть; его можно рассматривать кик разновидность вассала, для которого служба монарху — источник прав на землю. Нередко предстваители местных властей (самгаты и др.) были первоначально чужаками в мсте сулжбы, однако через дарение им необработанных чемкль по месту службы (либо через брак) становились местными землевладельцами. Самгат «шел путем графа» в Европе, от условного владения - наследственному, а рака – наоборот, терял прерогативы независимого правителя.

На Центральной Яве рака по-прежнему обладают правом выделять и пользование храма общины, что естественно для таких полунезависимых правителей. Остальные, судя по документам, такого права в IX в. не имели.

На Восточной Яве продолжается укрепление позиций деревенских чиновников через военную службу, когда права симы даются всей деревне отличившихся деревенских чиновников, а им самим переадресуются «освободившиеся» налоговые суммы, но не земли. Они становятся тем самум отчасти владельцами своей деревни, причем права их передаются по наследству. Идет укрепление позиций этого слоя и на Центральной Яве. Ракараяны по-прежнему дарят только поля, частично— купленные у вануа (то есть уже обработанные). Но с конца эпохи, с 910 г, (в р-не Джокьякарты) и с 915 г. (в Маланге), уже и ракараяны и другие частные лица выделяют в дар целые вануа в области, где управляют; есть и прямое указание на владение вануа. Это характерно как для Центральной, так и для Восточной Явы. Храмы по-прежнему владели общинами, в большинстве случаев — уже составленными из полей, полученных первоначально как отдельные участки в разных местах и гораздо реже – общинами, полученными непосредствено от монархов. В это время продлжает укрепялться храмовое землевладение, существуют храмовые хозяйства, хотя иногда владельцем общины был и конкретный священнослужитель. На Востчоной Яве подарить вануа храму мог и коллектив чиновников привилегированной общины-симы, но не всю свою собственную вануа, а одну из малых вануа, составляющих эту уже существующую светскую общину-снму.

Как и в позднесредневековой Кампучии и Бирме, обязательным условием частного владения землей являлась ее обработка. Частные земли внутри общины могли продаваться, но с согласия общнии и «своим» (родственникам, соседям). Община в таком случае нередко получала от покупателя больше, чем сам конкретный 'продавец — член данной общины; это отражает силу ее прав. В это время впервые упоминается аренда земли.

В общине четко разграничивается, как и впосмледсвтии, земля деревенскнх чинвоников и общинная. В X в. вся земля, в том числе необработанная, в конкретный момент имеет конкретного владельца. На Восточной Яве всс чаще упоминаются различные земельные операции как отдельных крестьян (обычно деревенских чиновников), так и целых их групп.

В итоге двухвекового развития на Центральной Яве сложилоь типичное раннеклассовое азиатское общество, где основную массу населения составляла свободные общинники, власть над которыми в упорной борьбе перешла от мелких князей-рака к полновластным монархам. Важной социальной и экономической силой стало духовенство. Возникло сложно организованное общество. Но в начале X а, возможности расширения феодального землевладения были в центральном районе Явы во многом исчерпаны. В связи с этим возникла необходимость распространении власти яванского государства на восток, в пределах этнической территории того же народа — яванцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: