Территориальная экспансия Маджапахита. Гаджа Мада и создание межостровной державы

И внешние и внутренние источники, содержащие сведения о госу­дарстве Маджапахит, позволяют считать, что период 20-х — 70-х гг. XIV в. был в его истории временем экономического и политического подъема, больших территориальных приобретений, на основе которых сформировалась обширная и сильная межостровная держава.

Францисканский монах, итальянец Одорико де Порденоне в запис­ках о своих путешествиях писал в 1323 г, о Маджапахите как о густо­населенной и очень богатой стране. Но в его сведениях привлекает внимание три обстоятельства. Во-первых, что под властью «царя Явы» находятся семь других властителей. Это очень похоже на семерых прабху из монаршей семьи, входивших в высший совет при особе госу­даря и деливших верховную власть как протекторы крупнейших обла­стей Восточной и Центральной Явы, Другие источники подтверждают укрепление позиций королевского клана в управлении страной. Во-вто­рых, отмечается, что государство это неоднократно побеждало великого хана монголов (отзвуки событий четвертьвековой давкости, связанных с провалом экспедиции монголо-китайских поиск на Яве, будоражили воображение информаторов Одорико). В-третьих, обращают на себя внимание признаки рассвета яванской культуры того времени, индуистско-буддийской синкретической идеологии; автор уделяет особое внимание богатству резиденции монарха в столице.

После короткого правления вдовствующей королевы Гаятри (вдовы Джаянагары) в Маджапаяите в 1329 г. воцарилась молодая яван­ская принцесса Трибхувана, единокровная сестра Джаянагары. Трибхувана более двадцати лет твердо удерживала власть, вручив своему сыну управление одной из ключевых центральных областей, Кахурипаном. Ее сестра, младшая дочь Гаятри, управляла Дахой, другим важ­нейшим уделом. При королеве Трибхуване (1329—1351) а начале ее царствовании центральной властью были подавлены очаги местного восточнояванского сепаратизма: это были выступления в районах Саденг н Кега, куля направлялись маджапахитские войска под личным руководством Трибхуваны (1331 г.). Вместе с тем, как свидетельствуют надписи, власть яванской монархии распространялась в это время зя пределы острова Ява, на Мадуру н на южное побережье Калимантана; о подчинении Мэджапахиту других областей к началу 30-я гг. столетия судить трудно. Однако внутри яванский объединительный процссс, достигнутый уровень экономическом, культурной н политической консо­лидации маджапахитского ядра сделали возможными новые усилии по «собиранию» Нусантары, осуществление паниндоиезийской политики правящего класса.

В 20-х—начале 30-х гг. XIV в. яванское государство пыталось дипломатическим путем и через династнйиые связи укрепить саое влияние на Суматре. После суматранской кампании Кертанагары н последовавших затем осложнений, вызванных монголо-китайским вмешательством в сферу имперских притязаний Явы, перед Маджапахитом вновь стояла задача удержать и закрепить в орбите своей внешней политики важнейшую территорию вблизи торговых международных коммуникаций| — Мелаю-Джамби. Прочное начало этому было положено в80-х —90-х гг. XIII в,, когда махараджа Мелаю Маулпвармадива признал яванский сюзеренитет. И теперь яванский двор рассчитывал на своего ставленника, внука Мауливармадевы Адитьявармана, воспитанного при маджападитской сановной верхушке и занимавшего в столице, городе Маджапахит, важный пост старшего министра (вреддха-чантри). В 1325 и 1332 гг. Адитьяварману поручали возглавлять посольские миссии в Китай, а в 1343 г. он участвовал в военном походе наостров Бали вместе с выдающдмся политиком н полководцем, первым министром и фактическим главой Маджапахита Гаджа Мадой. В последующие годы Адитьявармаи занял престол Мелаю.

Можно предполагать, что дипломатические и идеологические (религиозные) меры, направленные маджапахитским двором на сколачивание прояванского блока, не принесли достаточных результатов, и актуальным стал вопрос о более однозначном пути присоединении внеяваисквих территорий, нежели это было при Кертанагаре. Главным инициатором военно-территориальной экспансии и создания империи в Нусантаре стал наиболее выдающийся политик н государственный деятель маджапахитского времени — Гаджа Мада.

После смерти Джаянагары влияние Гаджа Мады в делах государства стало быстро расти. Королева Трибхувана, долгое время правившая как регентша при малолетней государе Хаям Вуруке, нуждалась в опытных н искушенных в политике советниках. Курс на новое объединение Нусаитары тормозился приверженцами старые порядков; появле­ние у кормила власти нового человека, не связанного интересами «консервативной» партии, было в тех условиях залогом успешного поворота к новой политике. В 1334 г. Гаджа Мада стал первым министром Маджапахита. Носитель титула апатиха амангку буми (мапатих), «устроитель кратона», «устроитель дел семи прабху (монаршей семьи)», Гаджа Мада сосредоточил в своих руках беспрецедентную власть, далеко превосходившую прерогативы носителей этого титула до него. Практически Гаджа Мада был вторым лицом в государстве, представляя монарха в делах его светской власти и возглавляя высших сановников Маджапахита.

Сразу после официального вступления в должность мапатиха Гад­жа Мада объявил о своей решимости подчинить Маджапахиту и присоединить к яванскому государству большое количество земель Нусантары. Его программа, известная из источников как «клятва Гаджа Мады», встретнла оппозицию со стороны некоторых крупных сановников, но в конце концов противники его курса были сломлены.

Имперская стратегия последовательной территориальной экспан­сии при Гаджа Маде осуществлялась как в западном, гак и в восточ­ном направлениях. Завоевание в 1343 г. Бали расширило круг земель, бывших под пряным управлением чиновников махараджи. Лояльность по отношению к Маджапахиту и вассальное положение правителей и вождей Центральной и Южной Суматры обеспечивались влиянием ставленника махараджи Адитьявармана. К середине XIV в. Маджапахит покорял ряд областей Северной Суматры и Южной Ма­лайи. В 1357 г маджапахитские войска были отправлены на о. Сумбавуи завоевали местное королевство Домво. Судя по списку стран, пе­речисляем их автором «Нагаракертагамы» Прапанчей как подчинившихся Маджапахиту и платив­ших ему дань, завоевания, организованные Гаджа Мадой, захватили и Западную н Восточную Нусантару. В сферу экспансии попали прибрежные районы Ка­лимантана, часть Сулавеси, Молуккские и Малые Зондские ост­рова. Однако столь широкий раз­мах завоевательные кампаний привел к тому, что яванское государство с трудом преодолевало сопротивление на соседних тер­риториях: неудачная кампания против западнойванского коро­левства Сунды в 1357 г. обозна­чила конец наиболее активной полосы маджапахитской экспан­сии.

К середине XIV в. центром сундского королевства был вновь район древнего Галуха (Кава­ли). Неясно, когда произошло перемещение столицы, т. к. XII и XIII столетия остаются в исто­рии Сунди белыми пятнами. Ок. 1350 г. «господином Галуха» (сунданским королем) стал не­кий махараджа Бадуга (Пребу Махараджа, как его именуют бо­лее поздние хроники). При нем Сунда подверглась мэджапахитской агрессии.

События 1357 г, обнаружили опасность чрезмерных претензий династии Раджасы, поддержанных Гзджа Мадой, и недооценку им сил давнего соперника Маджапахита на Яве, сунданского государства. Махараджа Хаям Вурук, очевидно, по инициативе Гаджа Мады, заклю­чил договор с махараджей Бадугой, по которому сунданский король выдавал замуж свою дочь, принцессу Питалоку, за Хаям Вурука. Это должно было укрепить позиции Маджапахита в Сунде, хотя на первых порах вряд ли планировалось превращение Сунды в вассальное государство. Однако когда сунданский монарх согласился породниться с яванским и прибыл вместе с принцессой Питалокой н свитой придвор­ных ко двору Хаям Вурука, чтобы совершить брачную церемонию, на­мерения яванцев изменились. Не без участия Гаджа Мады был приведен в исполнение коварный план: прибывшим сунданцам было предло­жено передать принцессу маджапахитскому государю по ритуалу, означающему вассальную зависимость от Явы. Сунданцы не только отказались, но и ответили на эту провокацию тем, что обнажили ору­жие, и их отряд, включая виднейших военачальников, пытался про­биться сквозь боевые порядки врага. В результате ожесточенного сражения все сунданцы, в том числе н сам махараджа, были истреблены. Происходило это у местечка Бубат недалеко от столицы.

Бубатская резня не принесла яванскому режиму окончательной победы над Сундой. Маджапахнту не удалось подчинить это королевство на Заадной Яве. Как предполагается, принцесса Пчталока после гибели отца покончила с собой, и брачные планы Хаям Вурука расстроились. В течение 14 лет сунданским королевством правил Хьянг Бумисора, регент при малолетнем сыне погибшего махараджи из числа придворных, а затем на трон взошел этот царевич под именем Нискала Вату Канчана.

Новый государь правил, если верить местным повествованиям, необычайно долго, с 1371 до 1475 г. В «Чарита Парахьянган» его царствование изображается даже как эпоха всеобщего благоденствия в стране. При всех чертах стереотипного вымысла, свойственного такого рода средневековым повествованиям, можно видеть некоторые факторы,. подтверждаемые религиозной литературой н эпиграфикой. Это прежде всего приверженность сундских королей индуистским (в данное время шиваитским) формам идеологии, наполненным самобытными анимистн-ческими представлениями, а также своего рода симбиоз и философский симнтез шиваизма и буддизма, известный и в Маджапахите.

Сунда не попала в список имперских земель Маджапахнта, источ­ники доносят до нас сведения об отстранении Гаджа Мады на некоторое время от должности первого министра. Однако к середине 60-х гг. XIV столетия в состав островной империи вошли как подчиненные территории различного статуса или союзные государства многочисленные земли Нусантары от Малайи до восточных островов.

МЕЛАЮ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIV в.

О времени наивысшего подъема государства Мелаю свидетельствуют надписи, сделанные по указу Адитьявармана в 1347—1378 гг. В этот период Мелаю было крупнейшим государством Суматры. К его старой территории, включавшей восточное побережье Центральной Суматры, были присоединены внутренние области в районе Падангского нагорья, населенные народом минангкабау. Раннефеодальное княжество у минангкабау известно с XIII столетня. Экспансия Мелаю в эту область была вызвана стремлением малайских феодалов расширять свои владения за счет плодородных земель на западе.

В результате присоединения Минангкабау центр Мелаю окоичательно переместился в верховья реки Батанг, что привело к усилению собстьеиной сельскохозяйствеиной базы государства н сравнительному ослаблению роли внешней торговли. Адитьяварман провозгласил себя «властелином Золотой Земли» (Суматры) и принял императорский титул махараджадмираджи, формально равнявшим его с яванским государем. Примечательно, что в его надписях не находит свидетельств признание зависимости от Маджапахита, хотя трудно отрицать, что дипр Мелаю по-прежнему был тесно связан с яванским двором.

Религиозно-культовое обоснование власти Адитьявармана обеспечивалось традияионио практиковавшейся в Мелаю системой религиозного учения и ритуалов калачакры. Большую роль в этом играл пример яванского государства. Поклонение монарху-деспоту в облике свирепого божества Бхайравы, требовавшего особых экстатических ритуа­лов и даже человеческих жертвоприношений, сочеталось с культом всемогущего и доброго бодхистатвы Локешвары, со строительством буддийских монастырей- вихар. Как и в Сингасари и Маджапахите, здесь возводились десятки монументальных святилищ культа короля-бога. Вляиние индунстско-буддийских норм здесь еще более, чем на Яве, было опосредовано местными традициями.

В 1375 г. Адитьяварман отпрваил в Китай собственных послов с данью. Судя па эпиграфике, он правил до 1375 — 1378гг. После него престол Мслаю занял его сын Анангаварман (точные даты его правления не известны). По-видимому, в 70-х гг. XIV в. в Мелаю еще оставалясь старая династия. Но китайские хроники фиксируют по соседству с Мелаю другое княжество — Палембанг, где правил свой махараджа. И позднее сведения о Мелаю как об отдельном государстве исчезают. Считается, что Мелаю распалось, его западные районы вошли в состав княжества Минангкабау, а восточные стали объектом притязаний яванцев, китайских пиратов и Сиама.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: