Переживания, связанные с аварией, неоднозначно влияют на жизненные притязания детей. У одних они снижаются, и главными ценностями становятся нормальное здоровье, устроенный быт, признание со стороны друзей и близких. На других детей, более стрессоустойчивых или менее пострадавших от ее последствий, стресс-событие действует даже стимулирующе, побуждает их к таким целям, достижение которых может принести всеобщий почет, славу, уважение и признание потомков.
Рис. 7-2. Оценки насыщенности пятилетий жизни при чувстве пустоты настоящего (Светлана, 15 лет): А — первоначальные оценки; Б — оценки после актуализации сверхзначимых событий.
На фоне таких высоких притязаний и отсутствия условий для начала их реализации текущий период жизни обесценивается и возникает чувство пустоты настоящего. Проще всего его можно обнаружить, просматривая результаты процедуры «пятилетия». Чувство пустоты настоящего проявляется в заниженных оценках текущего пятилетия в сравнении с предыдущими и последующими — в своеобразной «яме» на графике жизни. Приведем в качестве примера оценки насыщенности пятилетий своей жизни 15-летней Светланой (рис.7-2А).
К моменту аварии Светлане было около 10 лет, и свои первые два пятилетия она видит достаточно насыщенными. Далее — пустота последних пяти лет и минимальная насыщенность предстоящих. Именно поэтому после выполнения процедуры «пятилетия» программа посоветовала Светлане обратиться к психологу-консультанту.
Психологическая помощь детям, чувствующим пустоту настоящего, может основываться на следующих приемах.
1. Осознание сверхзначимых событий ценностного слоя, которые настолько важны для человека, настолько близки ему, что он их сразу даже не замечает, а вспоминает о них лишь после окончания длительного диалога с программой. В силу сверхзначимости таких событий срабатывает также «защита биографии» — человек не спешит раскрывать их
содержание.
Когда Светлане предложили отыскать сверхзначимое событие и записать его название на экране компьютера, она сказала: «Это секрет». В такой формулировке («большой секрет») она и включила его в общий список. В последующем оказалось, что оно имеет наивысший мотивационный статус.
2. Поиск личностно-значимых событий исторического масштаба, по принципу «у жизни нет границ». Светлана нашла два таких события: «восстановили наш род» (за 70
лет до ее рождения) и «воспоминания» (во время фильма с ее участием, который будут смотреть через 10—20 лет после ее смерти).
3. Стирание с картины жизни случайно названных событий, которые представляют скорее суету и мелочи жизни, а не то, о чем стоит думать и чем жить. «Сотри случайные черты, и ты увидишь: мир прекрасен», как сказал Александр Блок. Прислушавшись к этому совету, Светлана сочла возможным удалить из списка своих событий следующие: «занятия кунгфу», «первый поцелуй», «драка», «быть красивой» (она и так красива). Благодаря этому в списке освободилось место для более значимых событий.
4. Осознание большой роли новых дополнительных событий в ходе анализа их причин, целей, места в иерархии важностей и на карте жизни.
Чтобы помочь человеку избавиться от чувства опустошенности и отыскать свой смысл настоящего, требуется большой такт, терпение и уверенность в том, что смысл отыскан будет. Об эффективности помощи можно судить по результатам повторного выполнения процедуры «пятилетия» после завершения коррекционной работы.
В нашем случае повторный график жизни (отношение к жизни) Светланы существенно изменился и настоящее наполнилось значимыми переживаниями (рис. 7-2Б).