Целью экономического анализа является познание методологии оценки, диагностики, прогнозирования экономической деятельности предприятия на основе законов развития и функционирования систем и применение теоретических знаний на практике.
Выявить взаимосвязь между противоречивыми процессами, разнородными элементами, влияющими на эффективность принимаемых решений, можно лишь при понимании макро- и микропроцессов. Поэтому научную основу экономического анализа составляет экономическая теория, которая в свою очередь соприкасается с такими важными дисциплинами, как экономическая история, история экономических учений. Экономическая теория обеспечивает исследователя знаниями о законах функционирования субъектов рынка в системе экономических отношений.
Экономический анализ, синтезируя полученные данные, подчиняет их определенной системе, выявляет закономерности, позволяет сформулировать законы поведения организации и экономического развития общества.
|
|
Опираясь на знание экономической теории, аналитик интерпретирует полученную информацию, трансформируя ее на выходе в конкретные предложения по управлению ресурсным потенциалом и разработке маркетинговой стратегии.
«Поставщиками» данных для проведения экономического анализа являются бухгалтерский и управленческий учет, статистика, связанные с экономическим анализом тесными информационными узами. Первичная документация, записи в регистрах синтетического и аналитического учета, финансовая и внутренняя отчетность представляют собой различные по степени доступности источники информации для внутрихозяйственного и внешнего анализа.
Экономический анализ, используя учетную и статистическую информацию, после ее обработки обобщает результаты в виде конкретных рекомендаций по управлению предприятием. Комплексная оценка состояния и диагностика хозяйственной деятельности применяются на различных стадиях жизненного цикла организации и в различных сферах управления предприятием, в частности, для разработки стратегии поведения организации, программы выхода из кризиса и финансового оздоровления, обоснования инновационной и инвестиционной политики.
Тесным образом экономический анализ как научная дисциплина взаимодействует с маркетингом, обогащая его научным аппаратом исследования. Результаты маркетингового исследования рынка с применением аналитических приемов и способов трансформируются в разработку ассортиментной, ценовой стратегии и тактики, стратегию продвижения продукта на рынок. С другой стороны, анализ внешней среды, оценка уровня концентрации рынка и конкурентных позиций организации позволяют рассмотреть вопрос о расширении или сокращении используемых ресурсов, т.е. производственного потенциала предприятия.
|
|
Таким образом, экономический анализ, взаимодействуя с различными экономическими дисциплинами, синтезирует научные знания и использует их в практических целях в интересах хозяйствующих субъектов.
Экономический анализ включает в себя 3 основных элемента изучения:
- теория экономического анализа, которая раскрывает вопросы организации, методики, классификацию анализа, приемов и методов его проведения;
- финансовый анализ, который базируется на данных финансовой отчетности, анализирует:
· прибыльность;
· платежеспособность;
· уровень финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;
· вероятность банкротства, а также проблемы связанные с реализацией продукции.
Результаты данного анализа носят открытый характер и могут публиковаться в периодической печати.
Необходимость проведения финансового анализа объясняется тем, что оценке финансового состояния заинтересованы не только собственники и менеджеры фирм, но и инвесторы, банки, страховые компании и др.
- управленческий анализ (анализ хозяйственной деятельности) связан с оценкой:
· использования ресурсов предприятия;
· выполнение заданий по объему выпуска и реализации продукции;
· путей повышения эффективности использования ресурсов предприятия.
· путей повышения деловой активности и эффективности деятельности предприятия
Данные этого анализа являются закрытой информацией и используются менеджерами фирм для принятия управленческих решений.
Экономический анализ является специальной экономической дисциплиной, которая базируется на данных экономической теории, бухгалтерской отчетности, математики, статистике и др. предметах.
Экономический анализ является функцией процесса управления, так как именно с него начинается и заканчивается оценка деятельности и принятие управленческих решений.
Экономический анализ – это совокупность приемов и методов с помощью которых оценивается достигнутый уровень экономического явления во взаимосвязи причин и факторов повлиявших на этот достигнутый уровень.
Основное содержание экономического анализа включает в себя анализ:
· финансового состояния предприятия;
· использования ресурсов и конечных результатов деятельности предприятия.
Предмет анализа – производственно-финансовая деятельность предприятия, то есть процессы снабжения, производства, реализации продукции, размещения финансов и др.
Субъектами анализа хозяйственной деятельности являются управляющие (менеджеры) всех уровней управления предприятия, их собственники, учредители, органы государственного управления, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы, органы страхования, отдельные специалисты, эксперты, средства массовой информации, информационно-аналитические и рейтинговые агентства.
К объектам анализа хозяйственной деятельности предприятия относятся кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал, различные виды деятельности предприятия, их техническое, материальное, финансовое обеспечение и состояние.
Кадровый потенциал предприятия измеряется наличием определенных категорий трудовых ресурсов и их профессиональными возможностями.
Под техническим потенциалом понимается общая совокупность различных видов техники, технологий и их технические возможности, коэффициент полезного действия техники.
Производственный потенциал объединяет различные производственные возможности предприятия по выпуску и реализации различных видов продукции, оказанию услуг.
|
|
Финансовый потенциал включает финансовое обеспечение предприятия с использованием собственных, привлеченных и заемных средств.
Объектом анализа может быть:
· предприятие (фирма) в целом;
· структурное подразделение предприятия;
· конкретная экономическая категория (прибыль, себестоимость, трудовые ресурсы)
В процессе анализа происходит сбор, изучение и обработка экономической информации с помощью специальных приемов и методов.
Условия для проведения экономического анализа:
- владение методикой анализа;
- наличие соответствующей информационной базы;
- наличие квалифицированного персонала для организации и проведения анализа.
Цель анализа: оценка проблем фирмы для подготовки обоснования и принятия решений в области развития предприятия, выхода из кризиса, привлечения инвестиций, обеспечения конкурентоспособности и принятия управленческих решений.
Задачи экономического анализа:
1. Оценка достигнутого уровня развития предприятия.
2. Обоснование заданий бизнес-плана на основе данных анализа.
3. Выявление причин и факторов, как положительных, так и отрицательных, повлиявших на достигнутый уровень предприятия.
4. Обобщение и выводы по итогам проведенного анализа, конкретные рекомендации в плане использования выявленных резервов и повышения эффективности производства и финансовой устойчивости.
1.2 Роль и значение комплексного экономического анализа в управлении.
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Результат зависит не только от правильно выбранного вида деятельности, наличия достаточного количества ресурсов, но от грамотного управления имеющимися ресурсами.
В широком смысле управление означает воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.
Управление в узком смысле представляет собой конкретные способы (методы) воздействия на объект управления для достижения конкретной цели. Управление осуществляется на основе различных форм и методов воздействия на объект управления.
|
|
Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования управленческих решений.