1. Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит речи учителя (преподавателя). С помощью своих вопросов он побуждает учеников выполнять самые различные мыслительные операции. Приведите конкретные примеры вопросов, которые активизируют анализ, синтез, обобщение и другие операции. Оцените эффективность этих вопросов для активизации творческого мышления.
2. Сопоставьте объём и содержание некоторых житейских и научных понятий из области психологии (темперамент, личность и др.). Каковы основные отличия житейских и научных понятий.
Практикум
1. Проанализируйте представленные ниже числовые ряды (или предложите сделать это вашему испытуемому). Нужно установить закономерность построения каждого ряда и определить 2 числа, которые бы продолжили ряд [9]. Время выполнения задания фиксируется (от начала предъявления рядов до окончания решения 10-го ряда):
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7,…,…. 6) 29, 28, 26, 23, 19, 14,…,….
2) 6, 9, 12, 15, 18, 21,…,…. 7) 16; 8; 4; 2; 1; 0,5;…;….
3) 1, 2, 4, 8, 16,32,…,…. 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36,…,….
4) 4, 5, 8, 9, 12, 13,…,…. 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10,…,….
|
|
5) 19, 16, 14, 11, 9, 6,…,… 10) 3, 6,8,16, 18, 36,…,….
Правильность выполнения задания и время решения будет оценено на практическом занятии.
2. Для выявления влияния психического образа (образа воображения) на телесные функции можно провести следующий опыт. У спокойно сидящего испытуемого найдите пульс и подсчитайте число ударов в минуту (результат испытуемому не сообщайте). Затем, не убирая руки с пульса, отчётливо, раздельно, без скороговорки, как бы живоописуя ситуацию, произнесите следующее: «Представь(те), что ты(вы) сдаёшь зачёт по физкультуре – бег на 100 метров. Вы на старте. Предстоит бег в группе. Вы слышите стартовый сигнал и срываетесь с места. Впереди один из бегущих, надо его обогнать! Делаете финишный рывок и дыхание партнёра уже позади!!!» После этого ещё раз зафиксируйте частоту пульса испытуемого. Если инструкция не привела к изменению пульса испытуемого, попробуйте через 10-15 минут повторить опыт с другой ситуацией (например: «… вы идёте поздним вечером по тёмной улице, поворачиваете за угол и вдруг…» и т. п.).
По окончании опыта спросите испытуемого удалось ли ему (по его мнению) ярко представить себе описанную ситуацию, усилилось ли его дыхание и сердцебиение. [5]
На практическом занятии нужно сравнить данные различных испытуемых и сделать выводы об индивидуальных особенностях воображения.
Литература
Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. – Кн. 2. – М., 1982.
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 1999.
Брунер Д. Психология познания. – М., 1977.
Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
|
|
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.:В 6т. – Т. 6. – М., 1984, - С. 5-361.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
Гордон В.М. Образное мышление. - М., 1996.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986.
Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб.,1998.
Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. – Новосибирск, 1975.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1977.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.
Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
Найсер У. Познание и реальность. – М., 1981.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – М., 1998.
Психология творчества/ Под ред. Я.А. Пономарёва. – М., 1990
Солсо Л.Р. Когнитивная психология. – М., 1996.
Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
Холодная И.А. Психология интеллекта. – М., 1997.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М., 1981.