Риторика как наука и учебный предмет. Задачи курса. Синонимия и отличие понятий «устное публичное выступление», «риторика», «красноречие», «ораторское искусство». Центральные понятия курса «оратор» и «аудитория».
Выдающиеся государственные и общественные деятели, политики, ученые, писатели о сущности и роли риторики.
Актуальные проблемы речевой коммуникации в современном мире. Риторические процессы в России периода демократических преобразований (формирование новых жанров, демократизация языка, иноязычная лексика и терминология в сфере функционирования публичной речи и т.д.).
Различие устных выступлений по целевой установке.
Родо - видовая классификация современной публичной речи.
Понятие элитарного типа речевой культуры современного общества. Речь парламентариев, представителей СМИ, ученых, деятелей литературы и искусства и других социальных категорий, связанных с устным публичным словом профессионально.
Актуальные проблемы речевой коммуникации в современном мире. Роль речевого воздействия на общество представителей властных структур, госслужащих. Повышение речевого имиджа и риторических умений. Требования, предъявляемые к речи управленческого персонала организаций и органов власти..
Основные термины и понятия.
Вербальные средства общения; инвенция; коммуникация; риторика.
Контрольные вопросы
1. Риторика – наука или искусство?
2. Какова роль риторики в современном мире?
3. В чем различие понятий «ораторское искусство» и «ораторская деятельность»?
4. Дайте определение двух основных понятий курса «оратор» и «аудитория».
5. Каковы стратегии борьбы за власть в речевом поведении современных российских политиков?
6. Каковы актуальные проблемы деловой коммуникации в современном мире?